Новости дня

22 марта, пятница































21 марта, четверг














Солнечная система Олега Табакова

«Собеседник+» №02-2019

Олег Табаков // фото: Global Look Press / Ekaterina Tsvetkova
Олег Табаков // фото: Global Look Press / Ekaterina Tsvetkova

Человек-солнце, большой актер, руководитель «Современника», «Табакерки» и МХТ имени Чехова. Главный лицедей страны, розовский мальчик, Лёлик, кот Матроскин, истинно русский, но ни в коем случае не совковый, успешнейший менеджер, бездна обаяния и прочая и прочая и прочая – Олег Палыч, охотно хохоча и мурлыча, соглашался со всеми превосходными эпитетами в свой адрес. Он, наверное, единственный в мире человек, которому страшно шел комплекс абсолютной полноценности – даже если эта полноценность и была актерской маской.

Театр Олег Палыч считал (это при его-то инфаркте в 29 лет!) «веселеньким делом», а слово «успех» для него было священным мерилом профессии и бытия. Он, говорят, обожал смотреть из окна кабинета на длиннющую очередь в Камергерском, которая выстроилась за билетами в МХТ. Уроженец Саратова, он вышел из самой гущи народа (хотя капелька дворянской крови все же есть), никогда народа не чурался, помогал почти всякому, а особенно своим актерам, к которым он относился, как к детям. А меж тем из этих табаковских детей выросли Мироновы, Машковы, Хабенские, Смоляковы, Безруковы.

Секрет долгожительства

Собственную живучесть и инстинкт самосохранения Табаков считал врожденными. Его мама училась на пятом курсе, и деторождение не входило в ее планы – «меня старались… извести, но не тут-то было». В Табакове было четыре крови: русская, мордовская, польская и украинская.

Хорошо поесть и ввернуть смачное украинское словцо – это у Табакова от украинки бабы Оли. Кстати, когда Олег Павлович хотел сказать что-то нравоучительное и глубокомысленное, он всегда приписывал это ей: «Помню, моя бабушка говорила...» Он считал, что так для собеседника будет и доходчиво, и не занудно. Вполне радостное и сытое детство Лёлика в 1941-м, конечно, кончилось. Отец ушел на фронт, мать заболела тифом, а Лёлик совершил «первое преступление» – слопал корж, который предназначался для больной мамы. Родня объявила «воришке» бойкот. Однажды он «наслюнявил руку, приложил к пирогу с сахарной пудрой, облизал, а разровнять посыпку забыл. Позор был жуткий!» В общем, с кражами у Табакова не сложилось. Зато в эвакуации мальчишка научился сам готовить «кашу с мясом»: заставлял пшенку подгорать, потом соскребал подгарки со дна, перемешивал – и «получалось, как будто с мясом». И свой первый актерский заработок Лёлик тоже получил едой: пел и читал стихи раненым в госпитале, а те в благодарность давали ему компот.

После войны отец Табакова завел другую семью. Лёлик воспринял это страшно болезненно, и хотя отца потом простил, но пообещал себе, что сам так с семьей не поступит. Жизнь оказалась сильнее обещания. От отца Табаков унаследовал нетерпимость к фамильярности. То есть он охотно разговаривал, всегда отвечал на все звонки, был прост и душевен, но даже самый грубосколоченный собеседник чувствовал границу этой простоты.

Пищу телесную Олег Палыч почитал всегда и частенько был жертвой этой любви. В студенческие годы ему присылали из Саратова то помидоры, то мед с сухариками, то варенье, то сало. Олег Ефремов был зачинщиком налетов на тумбочку Лёлика. И однажды тот отомстил: пришел к простуженному Ефремову и съел у него все лимоны, банку варенья, пачку печенья и еще мед. Ефремов все понял, давай хохотать, а Лёлик только облизнулся: ты, говорит, выздоравливай, а я завтра еще зайду тебя проведать.

Меж Волчек и Ефремовым

Олег Ефремов и созданный им «Современник», собственно, сформировали Табакова как профессионала. Он был самым молодым из создателей этого театра и ведущим его актером с 1957 года. Публика валом валила на Табакова, обожая и его Адуева, и его шикарную буфетчицу Клаву. А он еще снимался в трех-четырех фильмах за год. В 1965-м из-за жесточайшей нагрузки с 29-летним Табаковым случился инфаркт. По Москве прошел слух, что он «совсем плохой». И в больницу потянулся прощальный поток. Табаков, глядя в скорбные лица, подыгрывал: «Что поделаешь, ребята, ухожу. До свиданьица». Хотя самому-то было не смешно. До него донеслись сплетни о романе его жены Люси с Олегом Ефремовым, и Табаков, по его словам, чувствовал себя, как князь Болконский на аустерлицком поле. Зато потом он в утешение купил себе белую «Волгу», которую называл Белоснежкой.

Когда Ефремов ушел из «Современника», Табаков остался там директорствовать, продвигая Галину Волчек на должность худрука. Одни сложности сменялись другими. Сначала Табаков и Ефремов не разговаривали два года. Ну а потом наступило другое «удушье» – Табаков не любил обсуждать, что там у них произошло с Волчек, но он остался в «Современнике» на разовых ролях. И сочтя это предательством, в 1983 году ушел… во МХАТ к Ефремову. Которого и поддержал в 1987-м при разделе театра на две труппы. 

Власть изучил изнутри

«Табакерка», или «Подвал», была его выстраданным детищем – опыт помог вылепить настоящий театр-студию, куда хлынула театральная Москва. А когда в 2000-м он возглавил после Ефремова МХТ, снес кучу неприбыльных спектаклей и, привлекая самых модных актеров, самых интересных режиссеров (Серебренников, Богомолов, Карбаускис, Писарев – это его открытия), сделал из него роскошный театральный супермаркет по типу мультиплекса. Где на разных сценах идут разные, на разную публику рассчитанные, часто рискованные, но непременно окупаемые спектакли. Доходы он делил на премии и раздавал своим «сукиным детям» – кому за выслугу лет, кому за рождение ребенка...

Табаков прекрасно ладил с российской властью, ее природу он знал изнутри. Он их всех переиграл – от начальника германской разведки (за которого племянница Шелленберга ему даже благодарственную открытку прислала) до Ельцина. Когда его спрашивали про Путина, он говорил какую-нибудь ерунду и подытоживал: «Вы не ждите, что я глупости буду говорить. Я толстый, успешный, уверенный в себе тюлень. Но не фраер. И глупостей не говорю». Когда нужно было изящно объехать щекотливый вопрос, Табаков возводил очи горе, включал обаяние и говорил котом Матроскиным: «Понимаете, какое дело...» Наводил тень на плетень и уводил разговор, куда ему надо. Припереть его к стенке не удавалось никому, как и поделить между ура-патриотами и либералами.

Его последняя роль в «Юбилее ювелира» – отважный, отчаянный поступок. Олег Павлович был долго, тяжело и фатально болен, и сыграть в осознании своего близкого конца умирающего человека – такое мало кому под силу.

Первый брак комом: бойкот отцу, обида на мужа

Жена: Людмила Крылова (1938 г. р.)

Олег Табаков познакомился со своей будущей женой в 1958 году. Ей было 20, ему – 23. До этого Люся, учась в «Щепке», пару лет бегала на все спектакли «Современника», где играл Табаков, – девочка была влюблена по уши. А познакомились они на «Мосфильме», на съемках «Дома у дороги». Роман развивался стремительно, и через год они поженились. Свадьба была залихватской, Табаков вспоминал, что невесту ему вынесли в большущей белой коробке, как торт.

Через полгода родился сын Антон. Молодой семье очень помог отец Людмилы. Он прописал Табакова в Москве, разменял квартиру, чтобы у «детей» было жилье. Оба, и Людмила, и Олег, были по макушку загружены работой. А артистическая жизнь, она такая… разнообразная. «Сколько я нагрешил… Единственное, что могу сказать, я старался не делать больно... Семья стала сыпаться в 75-м», – вспоминал Табаков. А потом, в начале 80-х, в жизни Олега Павловича появилась юная ученица. 10 лет Табаков старался держать в тайне свой роман с Мариной Зудиной, да и она не хотела рушить его брак, но шила в мешке не утаишь. В конце концов Людмила Ивановна устала от такого положения вещей, от «предательства», и спустя 34 года после свадьбы они с Табаковым развелись.

Уход отца был трагически воспринят старшими детьми Олега Павловича.

Людмила Ивановна играет в «Современнике» до сих пор.

Сын: Антон Табаков (1960 г. р.) 

Старший сын Олега Табакова и Людмилы Крыловой. Олег Павлович так вспоминал свое «молодое отцовство»: «Однажды оставаясь с младенцем Антошкой один на один трое суток, в какой-то, уже критический момент я очнулся в кроватке Антона вкладывающим ему в рот собственную грудь, ибо никакими другими способами утихомирить это орущее чудовище было невозможно».

Актером Табаков-младший стал еще в семилетнем возрасте, а в 16 лет сыграл Тимура в фильме «Тимур и его команда». А вообще у него более тридцати ролей. Когда отец ушел из семьи, Антон не разговаривал с ним лет десять и с актерством покончил тоже от обиды на отца. Со временем все улеглось, отношения более-менее наладились, но к актерству Антон Табаков уже не вернулся. Зато в полной мере реализовался как талантливый бизнесмен и ресторатор.

В его жизни хватает личных бурь. Первая жена ушла к его другу Михаилу Ефремову; вторая, Екатерина Семенова, предпочла мужу карьеру; с третьей, Анастасией Чухрай, они прожили 12 лет. У Антона четверо детей, и его нынешняя, четвертая жена Анжелика младше его на 24 года. Недавно Антон Табаков с женой и младшими дочерьми окончательно перебрался жить во Францию. 

Старшие внуки Олега Табакова Никита (28 лет) и Анна (20 лет) живут в Лондоне. 

Дочь: Александра Табакова (1966 г. р.)

Саша очень хорошо начинала как актриса. Но в 29 лет из-за ухода из семьи отца тоже все бросила в одночасье. Обиду матери она восприняла как свою. Отчасти потому, что работала в труппе «Табакерки» вместе с «разлучницей» Мариной Зудиной. Олег Табаков так и не смог наладить общение с дочерью. Она игнорировала отца до самой его смерти.

Александра жила в Германии с мужем-актером Яном Лиферсом («Достучаться до небес») и дочерью Полей. После развода вернулась в Москву. Была женой актера Андрея Ильина, работала на радио и телевидении, но в театр не вернулась. А вот в Полине Лиферс, которой сейчас 30 лет, похоже, сработали гены деда. Она окончила Школу-студию МХАТ и работает театральным художником. 

Вторая семья: 35 лет любви и счастья

Жена: Марина Зудина (1965 г. р.)

Девочка из московской семьи, она в детстве мечтала о карьере оперной певицы, балерины, а потом уже решила стать актрисой. В 16 лет, отложив сдачу выпускных в школе и завалив несколько прослушиваний в другие театральные вузы, пришла в ГИТИС на курс к Табакову. Когда она рассказала комиссии историю о Зое Космодемьянской, Табаков был «сражен ее готовностью обливаться слезами над вымыслом и взял ее на курс».

Табаков признавался, что влюбился «кажется, в ноябре 83-го». Марина с ранней юности была окружена мужским вниманием, была очень уверенной в себе, поэтому и интерес учителя восприняла как само собой разумеющееся, решив: «Почему бы и нет?» Потом, по словам Табакова, несколько раз они пытались подытожить отношения, но все начиналось снова, и она уезжала с ним в очередную поездку.

Они поженились в 1995 году. «Я всегда много работала, но наш брак не был творческим тандемом, наши отношения всегда строились только на чувственной земной любви, какая бывает между мужчиной и женщиной, – признается Марина. – И я, будучи женой худрука МХТ, никогда не вела себя как человек, от которого в театре что-либо зависит. Все 35 лет, которые мы с ним прожили, для нас основной была наша личная жизнь».

Как театральная актриса Марина Зудина в полной мере раскрылась в спектаклях Богомолова – «Карамазовы», «Чайка», «Идеальный муж», «Мушкетеры». В последние годы жизни Олега Павловича Марина ограждала его от назойливого внимания общественности: «Мне было важно сохранять его энергию и здоровье, насколько это возможно».

Сын: Павел Табаков (1995 г. р.)

Молодой, перспективный и настолько красивый, что сам Джорджио Армани пригласил его представлять свою коллекцию 2016 года. Олег Табаков считал, что системность в сыне от матери, а «бульдозерность» и «жуликоватая изобретательность» от него.

Впервые Павел вышел на сцену в 12 лет. Хотя поначалу хотел быть бизнесменом (они с Антоном в прекрасных отношениях). Но в итоге пошел все-таки в театральный колледж. Жил в общежитии, не хотел считаться папенькиным сынком. Он и сейчас живет отдельно от матери и младшей сестры (у Табаковых большой дом на Истре). 

Сыграв в фильме «Звезда», стал страшно популярен у девушек. Да и у режиссеров тоже. Он занят в нескольких спектаклях Богомолова, например. Павел много снимается (в конце года должен выйти «Ампир V», где у него главная роль). Да и веселый юношеский образ жизни никто не отменял. Так что в прошлом году ему даже пришлось взять годичный отпуск в «Табакерке». А снимаясь в «Тоболе», Паша нажил себе проблем с учебой в ГИТИСе (продюсерский факультет). Кинокритики пока не спешат хвалить работы Павла, но ему всего-то 23 года.

Дочь: Маша Табакова (2006 г. р.)

Олег Павлович, став в последний раз отцом в 71 год, называл дочь «настоящее дитя любви». Маша учится в Британской школе в Москве. Так решили родители, насмотревшись на беспардонные нравы в школе, в которой учился Павел. Олегу Павловичу хотелось, чтобы дочь училась там, где никто не кичится благосостоянием и «элитностью», но при этом он, истинно русский человек, не хотел, чтобы его дети когда-нибудь уехали из России. Маша, конечно, мечтает быть актрисой, но «загадывать слишком рано», считает мама Марина.

«Олег Павлович воспитал нас троих свободными людьми», – говорит Марина Зудина
// фото: Андрей Струнин

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник+» №02-2019 под заголовком «Солнечная система Олега Табакова».

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания