Чикатило по-голливудски: российская история глазами западных режиссеров

Sobesednik.ru — о том, получается ли у зарубежных кинематографистов переносить на большой экран российские реалии

Фото: Кадр из фильма "Эвиленко"

Sobesednik.ru — о том, получается ли у зарубежных кинематографистов переносить на большой экран российские реалии.

Ранее потерявший семью в пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» бизнесмен Игорь Востриков сообщил о возможном скором появлении голливудской картины, посвященной кемеровской трагедии, в которой сам Востриков, по его словам, исполнит одну из ролей.

Парадоксально, но питающие очевидную слабость к экранизациям русской классической литературы зарубежные кинематографисты не так уж и часто берутся снимать ленты, основой для которых стали реальные события российской истории. То ли от страха перед загадочной русской душой, то ли из-за отсутствия интереса к нашим реалиям — даже те немногочисленные ленты, что появляются на Западе о России, часто оказываются не способны отделаться от звания режущей глаза голливудской клюквы.

В нашей подборке — несколько достойных зарубежных картин, основанные на реальных данных о России, ее царях, революциях и серийных маньяках.

«Красные» Уоррена Битти (1981)

Кадр из фильма "Красные"

Пожалуй, большим открытием не станет и то, что самой благодатной темой для Голливуда оказывается Октябрьская революция со всеми ее вытекающими. Стихийность, неоднозначность, кровавость и идейность этого события зачастую оказывается не так уж и легко перенести на большой экран даже российским кинематографистам: у Эйзенштейна революция излишне идеализирована, у Протазанова и Пудовкина — романтизирована, у Михалкова — трагедизирована.

Тем больше уважения внушает довольно успешная попытка американского актера и режиссера Уоррена Битти отобразить противоречивость Октября в биографической ленте о журналисте Джоне Риде (его роль исполнил сам Уоррен Битти), для которого поездка в бунтующую Россию становится настоящим откровением. Радикально настроенный американец проникается революционными настроениями и идеями всеобщего блага и вместе с женой (Дайан Китон) пытается разжечь коммунистическое пламя уже на своей родине.

Этот получивший сразу три «Оскара» и полный энтузиазма фильм прославился еще и как пример одного из худших режиссерских решений в истории кинематографа: воодушевленный съемками ленты Битти прочитал ряд лекций о капиталистических методах использования рабочей силы перед русскими актерами массовки, после чего те вышли на забастовку с требованием повысить зарплату. Бессмысленность и беспощадность русского бунта — в кадре и за его пределами.

«Анастасия» Дона Блута и Гари Голдмана (1997)

Кадр из фильма "Анастасия"

Удивительно, но революция и трагическая судьба царской семьи оказались отличным подспорьем для создания семейного и наполненного добрым юмором мультфильма. Выжившая младшая дочь Николая II Анастасия здесь — отнюдь не самозванка (хотя и эта страница русской истории в мульфильме упоминается в должном юмористическом ключе), а настоящая наследница престола, потерявшая память во время штурма большевиками Зимнего дворца. Теперь она вместе с добродушными аферистами Дмитрием и Владимиром должна вернуться к проживающей в Париже бабушке и не попасть при этом в руки коварного Распутина, который в данном сюжете олицетворяет абсолютное зло. И пусть в этом добром и ироничном мульфильме немало фактических ошибок (будь то возраст Анастасии, интерьеры Зимнего дворца или цвет российских паспортов), посмотреть на русскую мультипликационную принцессу, которая на поверку оказывается ни чуть не менее интересна и даже куда более отважна, чем ее многочисленные «западные» товарки, будет интересно и детям, и их родителям.

«Дни славы» Жака Турнера (1944)

Кадр из фильма "Дни славы"

А у этого голливудского киноэпоса, посвященного истории борьбы советских партизан с нацисткими войсками во Вторую мировую, довольно печальная судьба: получив поначалу номинацию на «Оскар», фильм с юным Грегори Пеком и Тамарой Тумановой в главных ролях был признан «коммунистической пропагандой» и запрещен к просмотру в эпоху маккартизма. Немудрено: ведь советские люди здесь вовсе не «злые русские Николаи», так и норовящие стрельнуть в спину и своим, и чужим, а рыцари без страха и упрека, но со сверкающими голливудскими улыбками и идеально уложенными волосами.

Разумеется, сейчас этот продукт «фабрики грез» справедливо покажется зрителю излишне наивным, однако именно в этой непосредственности, повествующей об идеальной истории любви между двумя идеальными русскими героями на фоне эпических событий, и кроется загадка, пленяющая уставшего от политики, крови и сюжетных хитросплетений зрителя.

«Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи (2017)

Кадр из фильма "Смерть Сталина"

Мультфильм, классическая драма, героический эпос о русских партизанах — а теперь и сатирическая комедия: странно было бы не упомянуть в нашей подборке эту британскую ленту, которую так и не пустили в отечественный прокат. «Смерть Сталина», созданная по одноименному комиксу и повествующая о событиях, которые произошли в СССР более чем за полвека до съемок, отчего-то насолила российским властям куда сильнее, чем, например, голливудская клюква «Красный воробей». Пожалуй, это наилучшим образом подтверждает горькую правду о том, что «Смерть Сталина» — это по-прежнему фильм о России и ее «душе».

Притом сей яркий гротеск, в жесткой, часто абсурдной форме осмеивающий борьбу за власть после ухода вождя, на историческую достоверность явно не претендует. Об этом говорит, например, исполнение роли Хрущева Стивом Бушеми, на упитанного генсека внешне совсем не похожим, что, впрочем, с лихвой компенсирует актерский талант. Сам Сталин, конечно, в фильме тоже присутствует и, будучи не только живым, но и уже мертвым, сохраняет центральное положение, напуская на все свое окружение неуловимую трупную ауру, успешно разлагающую внешне стабильное высшее общество.

«Номер 44» Даниэля Эспиносы (2014)

Кадр из фильма "Номер 44"

Увы, но лента Армандо Ианнуччи далеко не первая, чья участь в российском прокате оказалась внушающей тревогу. Несколькими годами ранее в отечественные кинотеатры не пустили еще и спродюсированную Ридли Скоттом ленту с Томом Харди, Гэри Олдманом и Нуми Рапас. Этот мрачный, пропитанный явным отвращением к собственному хронотопу фильм повествует об офицере МГБ Льве Демидове (Харди), который вопреки интригам и приказам руководства берется расследовать серию убийств детей неизвестным маньяком.

Принцип «в СССР убийств нет» оказывается противником куда более жестоким, чем любой серийный убийца. И пусть от России в «Номере 44» остается лишь сюжетная канва, фигура всезапрещающего Сталина раздувается до поистине мифологических масштабов, а всем актерам явно были даны инструкции делать самые суровые мины, на которые они только способны, лишь бы суметь изобразить «русских», — «Номер 44» все же можно назвать неплохим представителем нашего списка.

«Эвиленко» Дэвид Греко (2004)

Кадр из фильма "Эвиленко"

Предыдущая позиция топа была частично основана на истории расследования преступлений самого кровавого в истории СССР маньяка Андрея Чикатило, однако картина итальянского происхождения «Эвиленко» с как всегда идеально вжившимся в роль хладнокровного убийцы Малкольмом МакДауэллом посвящена деяниям «чудовища из Ростова» от начала и до конца.

Сразу предупредим тех, кто ждет от этого хоррора исторической достоверности: ее здесь мало, и это, вероятно, к лучшему. Россию 1980-х в серых кирпичных пейзажах и внушающих тревогу лесных тропках вы тоже явно не узнаете. Хоть съемки ленты и проходили на Украине, уж слишком заметен здесь взгляд европейца. Потому «Эвиленко» и выходит чересчур похожим на все картины подобного рода, концентрируя внимание зрителя не на антураже, но на фигуре Чикатило: МакДауэлл здесь с особой жестокостью расправляется с жертвами под музыку Анджело Бадаламенти и выдает свою очередную сильную роль. На выходе «Эвиленко» оказвается по-своему пугающим и завораживающим фильмом о маньяке; на этот раз — российском, хоть это и крайне сомнительный повод для гордости.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика