Хип-хоп "отцы и дети": как взрослые отменяют концерты кумиров своих детей
Музыкальный критик Илья Зинин — о том, чем запреты выступлений популярных молодых исполнителей хуже цензуры в СССР
Музыкальный критик Илья Зинин — о том, чем запреты выступлений популярных молодых исполнителей хуже цензуры в СССР.
Напомним, 26 ноября Sobesednik.ru писал, что Первомайский суд Краснодара отменил решение об аресте рэпера Хаски (Дмитрия Кузнецова), который должен был отсидеть 12 суток. 22 ноября на музыканта составили три административных протокола после того, как тот прочитал рэп на крыше автомобиля у одного из краснодарских ночных клубов.
Однако «в опалу» к властям на местах попал не один Хаски: с начала осени по всей России отменяются и переносятся по разным поводам концерты певицы Монеточки, рэперов Элджея, Ганвеста, Jah Khalib, Matrang, Егора Крида, рок-группы «Порнофильмы», экспериментального электронного коллектива IC3PEAK и других исполнителей. В текстах этих артистов, по мнению правоохранителей, содержатся глумление над смертью, описание каннибализма, пропаганда суицида и насилия, призывы к употреблению наркотиков, асоциальному и деструктивному поведению.
При этом с призывами к запрету выступлений музыкантов обращаются сами местные жители, возмущенные содержанием песен кумиров своих детей. Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков после пронесшейся по всей России волны запретов заявил о существовании так называемого черного списка музыкантов, чьи имена якобы спускаются из центрального аппарата ФСБ.
По мнению музыкального критика и журналиста Ильи Зинина, все не так однозначно и понять, где на самом деле истоки сложившейся в стране тревожной ситуации с концертами молодых музыкантов, не так уж и просто:
— Сейчас идут какие-то очень тревожные звоночки, потому что все то, что происходит, никак не связано с действующим законодательством. То есть вы понимаете, что существуют суды, которые могут признать ту или иную песню экстремистской, и на основании суда, наверное, могут быть какие-то отмены концертов. Но мы видим, что сейчас действует только телефонное право, и один и тот же артист может спокойно проехать половину тура, а потом у него где-то возникнут проблемы.
И то, что угрожают площадкам — это все, конечно, очень плохо, потому что нет никаких правил игры. Помимо того, что цензура у нас в общем-то запрещена. И эти какие-то хаотичные запреты порождают совершенно разные версии. Это приводит к тому, что никто не понимает, что происходит на самом деле. Может быть, это перегибы на местах, когда какому-нибудь региональному чиновнику или силовику что-то не понравилось, и вот он начал по каким-то личным причинам это запрещать. Может быть, это попытка сымитировать бурную деятельность, создать какие-то резонансные прецеденты и на ровном месте продемонстрировать свою работу. Ведь звучат абсурдные обвинения. Где экспертизы? Где официальные признания? Никто ничего не понимает.
Эксперт отметил, что такая неопределенность может крайне негативно сказаться на общем состоянии регионального музыкального бизнеса:
— Это очень тяжелое время для региональных промоутеров. Обычно в городе есть несколько промогрупп, несколько объединений, площадок, которые несут убытки от этого, поскольку они все же вкладываются в рекламу, а концерты могут отменять практически в тот же день. Будет очень грустно, если обанкротятся региональные промоутеры, закроются площадки, а сами артисты не будут понимать, за что они могут попасть под каток, а за что — нет. Это очень странная, тревожная ситуация. Многие ее сравнивают с СССР, но там были хотя бы какие-то правила игры, люди знали, что можно, а чего нельзя. Разрешают — исполняешь со сцены, нет — даешь подпольные квартирники. А сейчас это какие-то очень странные запреты на ровном месте, которые происходят под давлением непонятно кого.
По словам Ильи Зинина, на наших глазах разворачивается новый конфликт поколений в музыке, когда инициаторами «войны» с популярными у подростков артистами становятся их родители, что делает ситуацию еще более непредсказуемой:
— Это ситуация для всех максимально неожиданная, потому что такой новой волны артистов, собирающих тысячи человек на концертах, никто не ожидал. Хип-хоп культура и какие-то гитарные имена были, были свои хедлайнеры, но это не было настолько массовым явлением. Я много работал в клубах, и вот пять лет назад представить, что десятки молодых артистов будут собирать площадки по три-пять тысяч человек, никто не мог. Не было новых артистов, а сейчас их десятки. Это стало предметом общего обсуждения.
Именно поэтому сейчас произошел конфликт поколений, которого в музыке не было очень давно, — считает Зинин. — Родители услышали, что слушают их дети, и не могут это понять и принять. Отсюда очень много возмущения. И все уходит в какую-то область общей, абстрактной морали, но не в область законодательства. Поэтому и теперь непонятно, чего ожидать: либо это приведет к какой-то общей солидарности молодых исполнителей и тому, что все само смягчится, либо к каким-то уже официальным мерам по запрету.