"Папа, сдохни": жутко не потому что кровища, а потому что точная сатира
Фестиваль «Окно в Европу» в Выборге завершился для всех неожиданно. Главный приз достался черной комедии «Папа, сдохни»
Кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге завершился для всех неожиданно. Главный приз достался черной комедии «Папа, сдохни». Настолько черной, кровавой и одновременно дико смешной, что такого призера не было, кажется, давно.
«Окно в Европу» идет уже 26 лет, всегда в августе и считается в России примерно третьим по статусу после «Кинотавра» и ММКФ. Кроме художественных фильмов, есть еще анимация и неигровое кино. И все это идет на разных площадках в центре Выборга. Если видишь, как по парку, срезая углы, несется человек с фестивальной сумкой, с зонтом наперевес и что-то кричит в телефон, – знай: это он, простой киноман, член жюри, режиссер или даже кинозвезда. Хотя кинозвезд на этом фестивале не так чтобы очень. Август, отпуска, да и Выборг не Венеция. Хотя старинных – XVI века – домов здесь тоже много, их еще немцы строили. Пару лет назад целые кварталы таких памятников стояли, как после бомбежки, с дырами вместо окон. Сейчас много отреставрированных.
В самом начале фестиваль «понес потерю» – Гарри Яковлевича Бардина, возглавлявшего жюри анимационной программы, увезли в питерскую больницу. Но сейчас он уже чувствует себя нормально, хотя и перенес небольшую операцию. Неожиданно для всех на фестиваль прилетел Алексей Серебряков – представить фильм «Ван Гоги», где он в главной роли. Вышел на сцену, помолчал, поклонился – и ушел гулять в одиночестве по Выборгу. Журналисты его, правда, быстро поймали и увели сниматься на ТВ. Догнали Серебрякова и мы: интервью с ним читайте в ближайших номерах «Собеседника».
Зато Дмитрий Нагиев никаких одиночных вылазок не устраивал. Только бронированный «Мерседес», только бодигард. Представляя свой фильм «Непрощенный», Дмитрий, как обычно, импозантный, похудевший ради роли на 8 кг, вышел на сцену походкой короля, оставил отпечаток руки для местной «Аллеи звезд» и рассказал, что часть своего спортивного детства провел в Выборге: «Хороших мальчиков отправляли в «Артек», а некрасивых и бесталанных скидывали в Выборг. Поэтому я тут каждую улицу знаю».
Что же касается фильмов фестиваля, то в каждом из самых заметных тут была тема отцов и детей. Буквально. Начиная с того, что их или снимали, или там играли роли сыновья известных родителей. Даниил Стеклов появился сразу в четырех фильмах, Павел Табаков сыграл у Павла Мирзоева («Как я стал»), Антон Бильжо снял фильм «Амбивалентность» и получил за него один из призов, а Домогаров-младший сыграл расчленившего девушку мажора в «Папа, сдохни».
Отдельная интрига заключается в том, что оператор фильма «Папа, сдохни», где фигурирует взятка, – сын экс-министра Улюкаева. Начинается картина с того, что к менту (Виталий Хаев) заявляется ухажер его дочери, имея при себе молоток для расправы – папа якобы насиловал дочь. И начинается совершенно отвязный трэш – кровь, расчлененка, деньги, месть, – здесь мерзавцы все, и живым уйдет только один, приволакивая ногу, превращенную в дуршлаг дрелью.
При этом фильм по-настоящему смешной. А если его и жутковато смотреть, то не потому, что кровища, а потому, что это, в сущности, острая и точная сатира на нашу жизнь. Картина снята при поддержке Минкультуры, за что ему на этот раз спасибо. И конечно, решение жюри дать фильму «Папа, сдохни» главный приз было неожиданностью. Жюри «Окна в Европу» обычно дает главные призы фильмам куда как поскучнее и поспокойнее.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №32-2018 под заголовком «Нагиев прогулялся по улицам Выборга».
- Выборгские итоги: лучшие фильмы фестиваля "Окно в Европу" – 2018 по версии кинообозревателя Sobesednik.ru