Выборгские итоги: лучшие фильмы фестиваля "Окно в Европу" – 2018
Кинообозреватель Sobesednik.ru — о представленных на фестивале в Выборге фильмах, которые стоит посмотреть
Кинообозреватель Sobesednik.ru — о представленных на фестивале в Выборге фильмах, которые стоит посмотреть.
Несколько дней из фестивальной недели «Окна в Европу» мне удалось провести в Выборге, обычно пустынные улочки которого в эту пору заполняются кинематографистами всех мастей под фирменными зонтами фестиваля.
Не буду лукавить: далеко не каждый фильм в Выборге достоин того, чтобы ехать сюда даже из Петербурга, но в игровых и документальных программах, которых в этом году было и правда немало, были и крайне любопытные картины.
Премьера главной жемчужины «Окна в Европу» — «Амбивалентности» Антона Бильжо с Данилом Стекловым, новым главным героем русского кино, состоялась именно тут. Соперничать со Стекловым может разве что Александр Кузнецов, который, кроме горчилинской «Кислоты», появился еще и в тарантиновском слэшере на русский лад от Кирилла Соколова — под названием «Папа, сдохни».
В качестве подведения собственных итогов фестивальных дней рассказываю о том, на что вам нужно обратить внимание в будущем прокате. Ну или же просто воспользоваться возможностью посмотреть это кино в независимости от размера экрана.
«У ангела ангина» (реж. Оксана Карас)
Новый фильм Оксаны Карас, режиссера «Хорошего мальчика». Карас и ее команда экранизировали повесть Вадима Шефнера «Сестра печали». По сюжету трое юных и обаятельных друзей — Чухна, Синявый и Шкилет — взрослеют и влюбляются в предвоенном Ленинграде. Для них нет города и возраста лучше, и Карас удается передать атмосферу беззаботности весны 1940-го, которую герои скоро потеряют.
Несмотря на красоту картинки и отличную операторскую работу Сергея Мачильского, фильм как будто заминается в конце, и не совсем понимаешь, что именно хотели сказать кроме того, что любить и быть молодым, веселым и пьяным –это здорово, а война — невыносимо страшно. И все же за талантливую игру Семена Трескунова, Данила Стеклова и Василия Буткевича недостатки фильму можно легко простить. К тому же этот уже завидный каст «приправлен» Евгением Цыгановым и Николаем Фоменко в роли уже повзрослевших и рефлексирующих героев в «цветном» Ленинграде 1960-х.
«Фагот» (реж. Борис Гуц)
Создатели фильма во главе с режиссером Борисом Гуцем страшно гордятся тем фактом, что сняли первый российский полный метр целиком на айфон. Получился ли у них новый «Не в себе» Содерберга, показанный зимой в Берлине вне конкурса, утверждать не стану, но получилось кино в меру любопытное и нескучное.
Главный герой, от лица которого ведется повествование, но которого мы не увидим в кадре, изрядно устал от своей девушки, но расставаться всегда больно и страшно. Поэтому лучшего способа, чем придумать дурацкую отговорку, не найти. Вот только бывшая подружка (Анастасия Пронина), сексуальная и мстительная парикмахерша, в долгу не останется и расскажет «новость» о своем любимом всему миру — то есть в фейсбуке.
Пусть в фильме Гуца, автора «Арбузных корок», есть много дурацких клише в виде коллеги-лесбиянки, жаждущей стать заботливой матерью, или матери героя, интеллигентность которой граничит с шизоидной православностью, но, без сомнения, Гуц снял бодрое, в меру ироничное, местами злое и точно выделяющееся среди наших лент своей правдивостью кино об отношениях, расставании, сексе и славной российской гомофобии.
«Амбивалентность» (реж. Антон Бильжо)
На мой взгляд, лучшая картина, показанная на фестивале. Антон Бильжо, режиссер «Рыбы-мечты», на этот раз снял историю про двух друзей-психиатров, у которых одна беда и одна любовь — к женщине, приходящейся матерью Стасу и любовницей его другу Пете. Сценарий написали Сергей Тарамаев и Любовь Львова, сценаристы «Зимнего пути».
Петя (звезда выборгского смотра Данил Стеклов, сыгравший и в новом фильме Карас, и в фильме открытия фестиваля «В кейптаунском порту») — свободолюбивый музыкант, Стас — интеллигентный паинька, восхищающийся своим другом и не понимающий, как это у него получается жить такой жизнью: всегда быть в центре внимания, находить контакт с больными и пользоваться успехом у женщин. По роковому стечению обстоятельств Петя застрял в лифте вместе с Катериной Сергеевной, мамой Стаса — и российский кинематограф пополнился одной из самых красивых эротических сцен. Стас довольно скоро узнает о связи матери и лучшего друга и перестает понимать, что с ним происходит — амбивалентность чувств в конце концов доводит до точки невозврата.
В этом фильме прекрасно все: открывающая сцена в школьном спортзале с луком, который в нужный момент выстрелит, точные христианские метафоры и нетривиальные диалоги.
«Пепло» (реж. Антон Моисеенко)
Фильм Антона Моисеенко, награжденный еще на омском фестивале дебютов «Движение» — история взросления герои Саши и внутреннего поиска длинною в несколько поколений. Архивные пленки рифмуются с черно-белыми кадрами российской деревни, где Саша вырос. Он препирается с отцом за обеденным столом и ведет неспешный разговор с мальчиком помладше, тоже Сашей, рассказывает ему истории про огромных морских китов и поет старинные колыбельные песни. И, конечно, младший Саша оказывается им, большим Сашей в будущем, которому важно не потерять ни крупицы из вереницы уже далеких детских воспоминаний, «потому что когда вырастаешь — ведь ничего больше не помнишь».
У «Пепла» есть магическое очарование, а у молодого режиссера Моисеенко — удивительно зрелая интонация, с которой он рассказывает историю, и она баюкает зрителя в колыбели человеческих воспоминаний.