"Прочь" от "Окна во двор": топ лауреатов "Оскара" среди хорроров
Sobesednik.ru — о том, как, когда и почему люди смотрели и награждали золотыми статуэтками очень страшное кино
Sobesednik.ru — о том, как, когда и почему люди смотрели и награждали золотыми статуэтками очень страшное кино.
Напомним, ранее критики журнала Variety опубликовали список возможных номинантов на премию «Оскар»: среди претендентов оказалась нашумевшая в кругах любителей саспенса лента Тони Коллетт «Реинкарнация».
Sobesednik.ru вспомнил, что фильмы ужасов в истории «Оскара» далеко не всегда оставались без наград, напротив — становились обладателями золотых статуэток за лучшие сценарии, грим и актерскую игру.
«Психо» (1960) и «Окно во двор» (1954) Альфреда Хичкока
Альфред Хичкок по праву считается отцом (если не демиургом) жанров ужаса и психологического триллера, которые зачастую идут бок о бок в картинах этого плана. Начав свою карьеру в британском кинематографе, а затем переехав в золотую для этого рода деятельности Америку, Хичкок смог выбраться из-под гнета студийной системы Голливуда и жирным шрифтом вписать свое имя в список мастеров ужаса наравне с известными тогда во всем мире немецкими экспрессионистами Фридрихом Вильгельмом Мурнау, Фрицом Лангом и Робертом Вине.
Как результат — четыре номинации на «Оскар» («Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая работа оператора» и «Лучший звук») за философский триллер «Окно во двор». Никаких скримеров и дешевых приемов, столь любимых бульварными киноде́лами в наши дни — тут только прекрасно выстроенные диалоги, платоновская гносеология и Джеймс Стюарт с будущей принцессой Монако Грейс Келли.
«Психо» — еще более прославленное хичкоковское детище, породившее позднее не только современные нам приквелы вроде сериала «Мотель Бейтсов», но и целый поджанр — итальянское джалло, начавшийся с оммажа Хичкоку от режиссера Марио Бава в его ленте «Девушка, которая слишком много знала». Удивительная игра с саспенсом, знаменитая сцена в ду́ше, монтажная отточенность, наглядная демонстрация фрейдистских комплексов и треплющая нервы музыка Бернарда Херрманна — вот что делает эту картину культовой, а самого Хичкока обладателем почетного «Оскара» за вклад в продюсерское дело.
«Ребенок Розмари» (1968) Романа Полански
Этот фильм знаменитого голливудского поляка Романа Полански является чуть ли не первой американской работой режиссера, а вместе с тем — одной из первых лент, перенесшей тему демонического на большой экран. Отснятый в европейской камерной традиции и практически полностью построенный лишь на диалоговой форме и взаимодействии актеров, фильм «Ребенок Розмари» рассказывает пугающую историю рождения ребенка Сатаны от земной женщины, обманутой участниками старинного культа. Немного поруганная критиками за довольно чопорную и совсем не голливудскую игру калифорнийки Мии Фэрроу лента все же принесла Полански славу мастера жанра, а также «Оскар» исполнительнице второстепенной роли Рут Гордон и номинацию за лучший адаптированный сценарий. Пожалуй, дополнительный зловещий налет картине добавляет еще и убийство жены режиссера, актрисы Шэрон Тейт, участниками группировки Чарльза Мэнсона, которое произошло спустя год после выхода фильма.
«Изгоняющий дьявола» (1973) Уильяма Фридкина
В продолжение темы демонизма, начатой Полански, — уже полностью осовремененная и вполне себе голливудская картина о темных силах, которые нет-нет да и вселятся в ваше чадо, заставляя его нецензурно браниться, изрыгать странного вида зловонную жидкость и абсолютно не слушаться даже святых отцов. Родительницу, в которой многие матери тинейджеров наверняка узнают себя, на экране воплотила Эллен Берстин, за что и получила номинацию на «Оскар». В копилке у такого киногротеска, помимо других семи номинаций, имеются две еще статуэтки Американской киноакадемии — за лучший звук и лучший адаптированный сценарий.
«Чужой» (1979) Ридли Скотта
Как отдельный поджанр нельзя не выделить всевозможные космические ужастики, которые в большинстве своем (если не считать «Клоунов-убийц из космоса» и прочей мешанины) оказываются не так уж и плохи, а компьютерные игры вроде Dead Space и вовсе покоряют новые вершины своего жанра. Но даже среди них «Чужой» Ридли Скотта выделяется как Эверест — настолько яркий образец космического хоррора создал режиссер на пару со швейцарским художником Хансом Гигером, запечатлевшем в образе Чужого фаллический символ. А молоденькая Сигурни Уивер и первобытный страх человека перед космическим неизвестным сделали «Чужого» неотъемлемой составляющей современной поп-культуры, и этого не изменит даже та непотребщина, в которую сам Ридли Скотт пытается превратить свое детище в последние годы. В 1980-м культовая картина получила номинацию на «Оскар» за лучшие декорации и золотую статуэтку за спецэффекты.
«Мизери» (1990) Роба Райнера
Как это часто бывает с писателями, литературный мастер ужаса Стивен Кинг чаще всего остается недоволен переложением собственных беллетристических излияний на киноэкран — так произошло, к примеру, с «Сиянием», срежиссированым голливудским автором Стэнли Кубриком. Столкновение двух гениев принесло свои плоды: картина о безумии, форма которой прямо пропорциональна ее содержанию, по сей день считается лучшей среди всех экранизаций книг Кинга. Однако не намного отстает от кубриковского триумфа и лента Роба Райнера «Мизери», а все благодаря завораживающей актерской игре Кэти Бейтс, сумевшей воплотить на экране подлинный маниакальный психоз. За это Кэти и заполучила «голливудского вельзевула» в номинации «Лучшая женская роль».
«Шестое чувство» (1999) М. Найта Шьямалана
Картины этого режиссера индийского происхождения почти всегда построены на сюжетном твисте, узнав который, зритель зачастую перестает интересоваться киноработами Шьямалана. Это справедливо и для «Неуязвимого» с Сэмюэлем Л. Джексоном и Брюсом Уиллисом, и для «Таинственного леса» с Брайс Даллас Ховард, и для недавней картины режиссера «Визит». Однако неожиданный сценарный поворот в «Шестом чувстве» незнаком разве что Агафье Лыковой, но именно этот фильм продолжает оставаться горячо любимым всеми поклонниками жанра. Отлично построенные диалоги, виртуозное использование звука и трогательная игра Хэйли Джоэла Осмента принесли этой картине Шьямалана шесть номинаций на «Оскар» и даже премию Каннского кинофестиваля за лучший дизайн DVD.
«Лабиринт Фавна» (2006) Гильермо дель Торо
Триумфатор «Оскара-2018» Гильермо дель Торо минувшей весной штурмовал международные кинофестивали совсем не впервые. Например, его «Лабиринт Фавна» 2006 года номинировался в Каннах и взял две статуэтки «Оскар» за смелое смешение волшебного мира в воображении ребенка с военной тематикой. Эта тяжелая сюрреалистичная драма о губительности нацизма с неоднозначным (то ли трагическим, то ли счастливым) финалом требовала участия от зрителя, который мог самостоятельно решить, происходит ли все вышеизложенное в известной всем нам реальности — или же это эдакая психологическая заслонка, помогающая главной героине Офелии почувствовать себя сказочной принцессой, а не одиноким ребенком в жестокие годы режима Франко. Цветовые решения, виртуозно выполненный грим страшилищ (всех, кроме фашистов, играет любимый актер дель Торо Даг Джонс) и общая атмосфера мрачного фэнтези делают «Лабиринт» достойным участником нашего списка.
«Прочь» Джордана Пила (2017)
В этом году церемония вручения премии Американской киноакадемии оказалась крайне удачной не только для мексиканца дель Торо и его «Формы воды», но и для создателей напряженного хоррора с глубоким социальным подтекстом — «Прочь». Несправедливость и абсурдность многолетней эксплуатации черных белыми находила отражение во многих формах голливудского кинопроизводства, однако еще никогда не была такой неожиданной, как в режиссерском дебюте сценариста Джордана Пила. Обходящаяся без лишней крови, спецэффектов и скримеров, эта лента сильно выбивается в ряду современных фильмов ужасов, заставляя при этом зрителя щелкать зубами не меньше, чем при просмотре нашумевшего «Заклятия». За смелую интерпретацию поныне актуальной для мира темы расизма «Прочь» получила «Оскара» в самой литературной номинации — за лучший сценарий.
Судьбу ленты Пила, быть может, в будущем году повторит и «Реинкарнация» — тем любопытнее наблюдать за новым этапом развития жанра, уставшим от однотипных и клишированных фильмов за последние двадцать лет.