Дневники "Зеркала-2018": о трагедии истинного романтика и турецком "Сталкере"

В последний конкурсный день гости фестиваля «Зеркало» увидели картины «Гофманиада», «Вороны» и «Зерно»

Фото: Кадр из фильма "Зерно" // Фото: скриншот с YouTube

В последний конкурсный день гости фестиваля «Зеркало» увидели картины «Гофманиада», «Вороны» и «Зерно».

«Гофманиада» (Россия, реж. Станислав Соколов)

Анимационный поклон российских мультипликаторов великому романтику Эрнсту Теодору Амадею Гофману еще с момента объявления участников конкурса фестиваля «Зеркало» шел в ряду фаворитов. И это, надо признать, резонно: стоит представить себе хотя бы масштаб проделанной художниками в течение десяти лет работы. По словам режиссера Станислава Соколова, за время создания «Гофманиады» с «Союзмульфильма» успели уйти восем директоров, менялись требования и финансирование, однако работа над проектом никогда не прекращалась. И вот спустя годы перед зрителем — чудесная кукольная история, основанная на дневниках и произведениях любимого многими с самого детства Гофмана. 

Кадр из фильма "Гофманиада" // Фото: скриншот с YouTube

Юный Эрнст — мечтатель, а если цитировать самого писателя, то настоящий романтик. Окруженный простыми обывателями, неспособными увидеть истинную сущность вещей, он вечно витает в собственных снах и фантазиях, из-за чего уже прослыл в округе юродивым. Но так ли это важно? Ведь бок о бок с ним живут и придуманные им герои: вот знаменитый гофмановский архивариус Линдгорст, вот его прекрасная змейка-дочь Серпентина, здесь же Щелкунчик и мышиный король, в канцелярии вместе с Эрнстом работает уродливый, но всеми обожаемый крошка Цахес, а за порогом мечтателя уже поджидает Песочный человек. Сам же юный Гофман мнит себя студентом Ансельмом, периодически способным попадать в чудесный и сказочный мир, дверь в который невозможно увидеть «живущим в стекле» простым бюргерам.

Кадр из фильма "Гофманиада" // Фото: скриншот с YouTube

При всем этом кажущемся сумбуре гофмановский фантастический мир российскими мультипликаторами воссоздан с завидной тщательностью: видимая сказочность здесь тесно сплетается с мироощущением поздних романтиков. Точно угадана и передана гофмановская печальная ирония, используемая автором при описании невыгодного положения настоящих романтиков в обществе простых обывателей.

Кадр из фильма "Гофманиада" // Фото: скриншот с YouTube

«Вороны» (Швеция, реж. Йенс Ассур)

Конец 1970-х годов, Швеция, сельская местность. Стареющий фермер Агне испытывает тяжкие душевные муки, осознавая, что старший сын не продолжит семейное дело, долгие годы передающееся из поколения в поколение. Сын Агне, подросток Клас, серьезно увлечен орнитологией и чуть меньше — соседской девушкой, приехавшей в деревню на лето из Стокгольма. Сложные отношения с сыном и осознание бесцельности собственного существования приводят Агне к нескольким эмоциональным срывам…

Кадр из фильма "Вороны" // Фото: скриншот с YouTube

Сложная и многогранная в психологическом аспекте лента полностью погружает зрителя в атмосферу безвременности, безвыходности и тоски посредством впечатляющей операторской работы и невероятного музыкального сопровождения. Эмоциональное состояние опустошенности всех действующих персонажей с успехом проецируется создателями «Воронов» на унылые и серые сельские пейзажи, отснятые оператором Йонасом Алариком с почти садистским любованием.

А неожиданно разрывающая кинематографическую тишину оркестровая музыка с использованием духовых и струнных на первый взгляд кажется не вполне уместной в этой вялотекущей, почти бессюжетной ленте. Однако именно с ее помощью создатели фильма вскрывают внутренний психологизм и особый трагический пафос истории человека, проживающего чужую жизнь.

Кадр из фильма "Вороны" // Фото: скриншот с YouTube

«Клас, ты когда-нибудь пробовал встать в дверном проеме и отжаться от косяков изо всех сил? После этого руки сами поднимаются вверх», — говорит Агне, давно похоронивший в себе мечтателя.

Пожалуй, по своей декадентской эстетике шведскую картину «Вороны» можно сопоставить с работами Звягинцева. Однако режиссер Йенс Ассур не ударяется в патетику и не переводит рассказ о трагедии отдельной семьи в область политики и испорченной социальной среды.

Кадр из фильма "Вороны" // Фото: скриншот с YouTube

«Зерно» (Турция, реж. Семих Капаноглу)

«Дыхание или пшеница?» Турецкий режиссер Семих Капаноглу известен в синефильских кругах благодаря своей трилогии «Яйцо», «Молоко» и «Мед». Его особая концепция создания фильмов гласит, что в центре картины обязательно должна находится некая базовая субстанция, символизирующая ту или другую область человеческого бытия. Еще одна важная деталь, которую необходимо знать о Капаноглу, — его почти фанатичная влюбленность в работы Андрея Тарковского. Известно, что турок уже бывал на могиле российского режиссера, однако приехать на «Зеркало» обещал  и в другой раз... Но и без того турецкий режиссер отдал дань уважения Тарковскому: его картина «Зерно» оказалась настоящим оммажем знаменитому «Сталкеру».

Кадр из фильма "Зерно" // Фото: скриншот с YouTube

В недалеком будущем планету настигает чудовищная экологическая катастрофа, губящая урожаи, почвы, воду и самих людей. Выжившие отгородились от «мертвых» земель смертоносным забором, они по-прежнему живут в городах и выводят генномодифицированные зерна, которые, однако, не способны дать урожай. Потерпев очередную неудачу, генетик Эрол отправляется на поиски бывшего коллеги, который одним из первых предсказал генетический хаос при попытках вмешаться в естественные процессы. Однако, оказавшись в «мертвых» землях и отыскав профессора, он не спешит вернуться назад, а становится учеником своего нового пророка, уверенного, что все живое на планете и в космосе пронизывает невидимая человеческому глазу субстанция...

Многочисленные библейские отсылки и суфистская философия делают картину «Зерно» глубоко религиозным фильмом. А путешествие главного героя, происходящее на протяжении двух часов хронометража, сводится к поиску ответа на главный вопрос: что же первостепенно — жизнь или блага?

«Этот фильм снимался в 2014 году, когда Турция была еще относительно свободным государством. Однако теперь, с ужесточением диктатуры Эрдогана, с приходом к власти Трампа, вопросы, поставленные Семихом, кажутся даже слишком близкими к современности», — рассказал о своем отношении к картине исполнитель главной роли Жан-Марк Барр.

Кинокритик Андрей Плахов и актер Жан-Марк Барр представляют фильм "Зерно" // Фото: скриншот с YouTube

В опустошенные пейзажи и черно-белый кадр вдыхает жизнь удивительная операторская работа с длинными планами и неспешным передвижением камеры. Каждая художественная деталь здесь работает на идею: человек является неотъемлемой частью природы, а не ее хозяином. 

«Могу привести такую аналогию: когда я снимался в картине "Голубая бездна", важным оказалось осознание того, что при погружении в океан, ты оказываешься один на один с чем-то великим. И там, внизу, ты осознаешь, что ты — ничто. И как же много начинает означать один лишь вздох», — объяснил Барр свое понимание суфистского вопроса о том, что же первостепенно — дыхание или пшеница. 

Кадр из фильма "Зерно" // Фото: скриншот с YouTube

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика