Дневники "Зеркала-2018": Достоевский по-ирански и израильская песня о смерти

Третий конкурсный день «Зеркала» объединил две ленты о человеческом горе: «Ни даты, ни подписи» и «Не забудь меня»

Фото: Кадр из фильма "Не забудь меня" // Фото: скриншот с YouTube

Третий конкурсный день «Зеркала» объединил две ленты о человеческом горе: «Ни даты, ни подписи» и «Не забудь меня».

«Ни даты, ни подписи» (Иран, реж. Вахид Джалилванд)

Модное и востребованное нынче в фестивальных кругах иранское кино не обошло стороной и ивановское «Зеркало»: режиссер Вахид Джалилванд представил здесь свою ленту «Ни даты, ни подписи», главный посыл которой умещается в трех словах: совесть, вина и ответственность.

Кадры из фильма "Ни даты, ни подписи" // Фото: скриншот с YouTube

Патологоанатом доктор Нариман, случайно сбив на своем автомобиле целую семью, ведет себя почти как порядочный человек: осматривает пострадавших детей, помогает починить мотоцикл, предлагает деньги на ремонт. Только вот просит не вызывать ни полицию, ни «скорую», ведь у него просрочены документы на машину.

Вроде бы благополучно разрешившаяся ситуация приводит к неожиданным последствиям — на следующий день в морг, где работает Нариман, поступает накануне сбитый им 8-летний мальчик. И хоть коллега доктора называет причиной смерти ребенка ботулизм [тяжелое токсикоинфекционное заболевание — прим. Sobesednik.ru], Нариман не может отделаться от мысли, что погубить мальчика могла та самая автомобильная авария. А совсем рядом от горя и осознания собственной вины мучается и отец погибшего ребенка… Ряд событий в мгновение ока разрушает несколько человеческих судеб.

Кадр из фильма "Ни даты, ни подписи" // Фото: скриншот с YouTube

«Ни даты, ни подписи» — это тот самый тип картины, в котором диалоги и эмоции персонажей довлеют над прочими кинематографическими составляющими. Скупые арабские пейзажи здесь с лихвой компенсируются крупными планами, выделяющими каждый взгляд, каждое слово, каждое движение скул. И это чертовски верное режиссерское решение — ведь переживания героев, выведенные как будто крупным шрифтом, отзываются ответным чувством и в зрителе.

А социальный подтекст картины — положение женщины в арабской стране, нищета, бюрократия — роднят ленту иранца с произведениями Достоевского. Преемственен тут и психологизм: режиссер будто общается со зрителем намеками, полудеталями, которые дают лишь блеклые очертания мотивации героев, заставляя погружаться в сюжет все глубже и глубже.

Кадр из фильма "Ни даты, ни подписи" // Фото: скриншот с YouTube

На выходе картина «Ни даты, ни подписи» напоминает современный аналог «Преступления и наказания», однако открытая концовка не даст покоя зрителю и после завершения сеанса: а было ли преступление, зачем наказание?

«Не забудь меня» (Израиль, Франция, Германия, реж. Рам Нехари)

«Я бы хотела умереть, но незаметно. Тихо увянуть, чтобы не оставить следа», — произносит Том, главная героиня ленты израильского режиссера Рама Нехари.

Том больна. Она находится на лечении в центре для девушек с расстройством пищеварения. Страшное слово «анорексия» в ленте не произносится ни разу, однако зрителю и так понятно: смерть ходит за Том по пятам. Ни уговоры родителей, ни рекомендации врачей, ни даже смерть подруги от того же недуга не могут заставить Том отказаться от своей декадентской философии.

Однако увидев, что выздоровление вот-вот окажется на ее пороге, героиня решает сбежать с первым встречным — а именно с социофобом-музыкантом по имени Нил. Вместе они шатаются по улочкам Израиля, встревают в неприятности и планируют собственную свадьбу, на которой будет только белая еда.

Кадр из фильма "Не забудь меня" // Фото: скриншот с YouTube

«Когда я учился в Голландии, то видел людей-мертвецов. Их глаза двигались, бегали по кругу, но сами они были мертвы», — сообщает своей новой возлюбленной Нил.

Смерть — отдельный и, пожалуй, главный персонаж фильма: о ней говорят, она всегда идет рядом с Том и Нилом, однако в кадре никогда не появляется.

Сама картина Рама Нехари довольно эклектичная, что в переводе на сегодняшний кинематографический язык произносится как «модная».

«Я вас разочарую, но мой метод состоит в отсутствии метода», — объяснил сам режиссер, общаясь с гостями фестиваля после сеанса.

Кинокритик Андрей Плахов, режиссер Рам Нехари и актер Нитай Гвирц представляют фильм "Не забудь меня" // Фото: Анастасия Седова

И правда, в «Не забудь меня» есть и драма, и комедия, и абсурд, и философия, и социалка, и даже эстетика в стиле Уэса Андерса.

Интересно, что актеры здесь, чьи личные проблемы легли в основу образов Нила и Том, наравне с режиссером являются полноценными авторами картины. А получилась у них парадоксально жизнеутверждающая песня о любви и смерти.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика