Киноиндустрия против Минкульта: раз в две недели покажем, что хотим
Противостояние киносетей с Минкультом продолжается: прокатчики составили список из 23 «неприкасаемых» фильмов
Противостояние киносетей с Минкультом продолжается: прокатчики составили список из 23 «неприкасаемых» фильмов.
Представители влиятельных российских киносетей направили в Министерство культуры список из 23 «системообразующих» западных фильмов, перенос которых в прокате по указанию сверху они сочтут нежелательным и имеющим негативные последствия для бизнеса. Среди важных релизов названы мультфильм «Суперсемейка», шестая часть фильма «Миссия невыполнима», ремейк «Хищника» 1987 года, новая экранизация «Мэри Поппинс» и другие.
Столкновение интересов между киносетями и Министерством культуры, таким образом, продолжается. Однако этот шаг кинотеатров можно считать шагом назад: де-факто они признали право государства вмешиваться в кинорынок. Причем не только для продвижения российского кино, но и для полного сворачивания тех картин, которые культурным чиновникам кажутся выдержанными в неправильном духе. Письмо именно так и следует понимать: вот вам 23 фильма, их не трогайте, а с остальными делайте что хотите.
Возможно, это не так уж и мало: киноиндустрия хочет застолбить за собой право показывать кино хотя бы раз в две недели тогда, когда она сама считает нужным. Но и тут есть вопрос: как кинотеатры выбирали «кандидатов в неприкасаемые»? Только ли по зрительскому рейтингу ожиданий? Или присутствуют шуры-муры с прокатчиками (у любого фильма есть организация, которая продает его кинотеатрам)?
В любом случае устроенный Минкультом прессинг может привести к переделу рынка. Простой зритель этого, вероятно, и не заметит, но обстановка внутри индустрии вряд ли будет здоровой. Тот же простой зритель давно знает, что в России попасть в список чего-нибудь «системообразующего» несложно за хороший откат или по большому блату.
На все это смотреть очень печально еще и потому, что Минкульт «расчищает поляну» исключительно для идеологически «правильных» фильмов. То есть «западный шлак» разгребают под милые сердцу министра военные эпопеи, и этот «шлак» может накладываться в прокате на фильмы Серебренникова или Звягинцева. Таким образом, у государства появляется рычаг, которым оно может увеличивать кассовые сборы «правильного» российского кино и уменьшать – «неправильного». А в кинотеатрах могут появиться недели желанных фильмов и недели «фильмов имени Ленина».
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №20-2018 под заголовком «23 неприкасаемых фильма».