"Гремина была материнским началом для вселенной Tеатра.doc"

Драматург Михаил Дурненков — об одном из создателей Театра.doc Елене Греминой, умершей в Москве 16 мая.

Фото: Елена Гремина // стоп-кадр, программа "Школа злословия", 2010 год

Драматург Михаил Дурненков — об одном из создателей Театра.doc Елене Греминой, скончавшейся в Москве 16 мая.

Скоропостижно умерла Елена Гремина, создатель Tеатра.doc. По словам близких, она скончалась от почечной и сердечной недостаточности. Ей был 61 год.

Елена Гремина стояла у истоков «новой драмы», была автором пьес, шедших в разных театрах. Tеатр.doc они создали вместе с мужем Михаилом Угаровым — он был его художественным руководителем, и он скончался, тоже от сердечного приступа, 1 апреля этого года.

Tеатр.doc — пожалуй, единственный в России, где вещи называются своими именами. Это театр прямого гражданского высказывания.

Sobesednik.ru поговорил о Елене Греминой с драматургом Михаилом Дурненковым, много и успешно сотрудничающим с Tеатром.doc:

— 45 дней прошло со дня смерти ее мужа и худрука Tеатра.doc Михаила Угарова. Она и он были уникальными людьми, создавшими уникальный театр. Вклад Елены Анатольевны в дело театра не надо рассматривать отдельно от Михаила Юрьевича, потому что они, конечно, пара. И смерть Михаила Юрьевича 45 дней назад вызвала у нас глобальные, экзистенциальные вопросы — почему это случилось, почему сейчас, что это значит. А когда сегодня мы узнали, что ушла Елена Анатольевна, такого вопроса у нас уже не возникло. Просто потому, что стало понятно, что она ушла вслед за своим мужем.

И уникального Tеатра.doc, конечно, без них обоих бы не было. Не могло бы быть. Потому что они прекрасным образом, невероятным, друг друга дополняли, образуя, кажется, целую вселенную. И театр, ими созданный, оказал огромное влияние на театральный мир и на наше общество. Михаил Юрьевич был настоящим строителем и ригористом, и в том, что он делал, всегда был на крайней точке искусства, он всегда брал революционное направление в искусстве, чем бы он ни занимался — современной драматургией, или документальным театром, или политическим. Каждый раз он доходил до пределов и шел дальше, раздвигая рамки театра. А Елена Анатольевна была мудрым цементирующим началом. Ни один человек в моей жизни не умел так слушать, понимать, как Елена Анатольевна. Она была материнским началом для этой вселенной Tеатра.doc. Для всех нас.

— Мне кажется, что они были какие-то совершенные, недосягаемые люди — такое было полное ощущение. Какие-то другие оба.

— И у меня тоже такое ощущение. Для меня загадка, откуда они. Я сам, можно сказать, дитя девяностых по тому, как я развивался, как сложилась личность, как смотрел на мир. А они — люди большой культуры. Рядом с ними я себя чувствовал каким-то маргиналом, которого они с веселым интересом рассматривали.

— Что теперь будет с Tеатром.doc, на ком он останется? Многие говорят о том, что главное, чтобы теперь он не погиб.

— Сегодня в театре было собрание людей театра и тех, кто близок Театру.doc. И было решено продолжать, не останавливаться, не сворачивать планы. Те спектакли, которые готовились и были одобрены Еленой Анатольевной, будут ставиться, прежние будут играться и дальше. После того, как мы простимся с Еленой Анатольевной, нам нужно будет приложить все силы к тому, чтобы найти новое помещение, потому что театру нужно опять переезжать. И чтобы этот переезд не оказался фатальным, нам надо держаться всем вместе и не опускать рук.

— Елена Анатольевна будет похоронена тоже на Троекуровском кладбище?

— Вариантов других нет — на Троекуровском, рядом с мужем.

— Я спрашиваю, потому что места для Михаила Угарова там добиться было непросто, и деньги собирали.

— Ну, пока решено какой-то фандрайзинг не объявлять, есть надежда, что своими силами мы справимся. Тем более что такой фандрайзинг, скорее всего, понадобится, когда Tеатр.doc будет переезжать.

— Михаил Евгеньевич, вы же сейчас остаетесь там за главного?

— Нет. Я просто один из людей, близких Tеатру.doc. Я просто буду делать то, что от меня зависит, чтобы театр продолжался как явление, чтобы жил и работал. И многие люди могут сказать про себя то же самое.

— Известно ли, куда теперь переедет театр?

— Мы еще не знаем. Пока еще ищем.

— Кто-нибудь из «профильных» чиновников вам помогает в этом?

— Из чиновников никто не помогает, да и слава Богу, собственно говоря. Мы сами ищем, и я не сомневаюсь, что найдем. Вопрос только когда и будет ли новое помещение удовлетворительным для театра. Потому что Tеатр.doc со временем и с переездами разрастался, становился все больше и больше, и теперь в то состояние, в котором он находился в начале своем, в Трехпрудном переулке, его уже не запихнуть. Ни по количеству спектаклей, ни по занятым артистам, ни по направлениям.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика