"В "Хождении по мукам" много страданий и войны – не компьютерной, а самой настоящей"
О новом сериале «Хождение по мукам» Sobesednik.ru поговорил с его режиссером Константином Худяковым
О новом сериале «Хождение по мукам» Sobesednik.ru поговорил с его режиссером Константином Худяковым.
– Показ вашего сериала по роману Толстого приурочен к 100-летию революции, но совершенно неожиданно совпал с другим событием: актер Дмитрий Дюжев, и в «Хождениях» снявшийся, заявил, что российские зрители «заслуживают дешевых и бездарных сериалов», которые им показывают. Вы того же мнения о народе?
– Думаю, Дима погорячился. Правда в том, что сегодня, к сожалению, действительно много низкокачественных сериалов, которые снимают малограмотные режиссеры. В этот телевизионный «фастфуд» вкладываются деньги, и им кормят нашего зрителя. Это прискорбно. Человек, которому таким образом испортили вкус, вряд ли сможет воспринимать серьезное телевизионное кино.
– Но и классику можно снять соответственно – так, что многим понравится, но книгу не узнаешь, а автору только посочувствуешь. Привести примеры?
– Понимаю, о чем вы. Мы со сценаристом Еленой Райской тщательно поработали, чтобы три толстенные книги уместить в 12 серий. При этом отнеслись к материалу бережно и не упустили, как мне кажется, ничего важного. Кое-что я добавил к Толстому от себя: думаю, никому не интересно было бы смотреть банальную иллюстрацию романа. Я говорю не о «режиссерских выдумках» вроде стреляющегося Рощина или сестер Булавиных, сидящих на наркоигле – такой пошлости у нас нет.
Имею в виду месседж, который должен быть в любой работе, иначе она бессмысленна. Я хотел сказать, что эволюция – единственный инструмент улучшения жизни, развития человека в целом. А революция, как и гражданская война, – это всегда кровь и страдания. Это катастрофа. Толстой, по сути, от нее предостерегает.
– У вас звезды и в главных ролях (Чиповская, Снигирь, Шагин), и во второстепенных (Ходченкова, Мерзликин, Стычкин). Взяли их, чтобы обеспечить непростому материалу рейтинг?
– Они здесь все на своем месте. И им всем, поверьте, пришлось очень сложно. Могу сказать за себя: «Хождение по мукам» съело всю мою душу, мозги. Потому что мирной жизни у нас совсем немного, зато много страданий и войны. Не компьютерной, а самой настоящей: если на поле боя нужен был дым, мы сотнями жгли покрышки и дышали всем этим. Если рыли окопы, то отделывали их плетнями и вливали тонны воды, чтобы намесить грязь. Это самая тяжелая картина в моей жизни.
На съемках я открыл для себя Аню Чиповскую. Как она сыграла сцену потери ребенка! У нее даже температура поднялась после съемок, и мы ее в тот день не трогали. Не в обиду другим актерам, но Аня – уникальное явление в нашем кино, ее ждет большое будущее. В ней талант сочетается с легкостью, бесшабашностью, присущей молодости, и при этом самоконтролем, свойственным опытным актрисам. У нее это на интуитивном, подсознательном уровне. Что называется, от Бога. А вы говорите – «рейтинг». Нет, мы предлагаем качественное, умное кино. И чем больше его будет, тем быстрее мы воспитаем думающего зрителя.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2017 под заголовком «"Хождение по мукам" измучило Чиповскую».