Путину нет места в Вестеросе. Джордж Мартин объяснил, почему не трогает политику РФ
Создатель «Игры престолов» Джордж Р. Р. Мартин впервые посетил Россию и дал пресс-конференцию в Петербурге.
Создатель «Игры престолов» Джордж Р. Р. Мартин впервые посетил Россию и дал пресс-конференцию в Петербурге.
Визит Джорджа Р. Р. Мартина в Россию, пожалуй, можно приравнять к приезду голливудской звезды мирового масштаба. Не знаю, какого еще современного писателя могут встречать с таким ажиотажем. Кажется, что и Кинг, и Роулинг, и Бегбедер, сколь бы медийны они ни были, не вызывают такой реакции фанатов. Впрочем, у хитреца Мартина всегда припрятан козырь в рукаве, а если выразиться точнее, то там хранится интригующая пустота. Ждать новую книгу от создателя «Игры престолов» – это уже даже не традиция и не ритуал, это целый всенародный мем. Всенародная драма, если угодно. На экранах уже вовсю идет седьмой сезон сериала, в то время как сам Мартин продолжает отчаянно корпеть над шестой книгой.
Похоже, продюсеры телесаги махнули рукой и взялись раскручивать свою собственную историю, пока бедняга Джордж строчит в своем блоге о разочаровании, постигшем и редакторов, и переводчиков, и фанатов, а главное – его самого. Но в защиту автора хочется сказать, что, когда каждая твоя книга занимает по 1500 страниц, а общее число персонажей близится к населению провинциального городка, то тут немудрено опоздать по срокам. К тому же одного взгляда на мистера Мартина достаточно, чтобы понять: больше всех ждать новую часть «Песни льда и пламени» устал он сам.
Вполне понятно, почему еще за несколько дней до пресс-конференции, которая прошла в офисе ТАСС в Петербурге, организаторы разослали всем журналистам подробные инструкции о том, как надо себя вести на мероприятии. Впрочем, такого сурового «стоп-листа» я не видела никогда. Список вопросов, которые категорически не следует задавать писателю, умещался на четырех страницах мелким шрифтом и состоял из 13 пунктов. В самом начале, безусловно, строго-настрого запрещалось спрашивать у автора, когда выйдут «Ветра зимы» (так называется шестая часть цикла «Песнь льда и пламени»), на какой стадии написания они находятся и... собственно, рекомендовалось вообще забыть об их существовании.
Также там был пункт, касающийся чрезмерной жестокости Мартина, который, как известно, любит поубивать чуть ли не треть главных героев, тем самым изобразив суровую реальность в мире сурового фэнтези. И уж тем более организаторы не советовали спрашивать автора о следующем сезоне «Игры престолов». Да тут ему и ответить было нечего – он ведь еще и седьмой не успел посмотреть.
Вооружившись магическими свитками и вызубрив запретные вопросы, представители СМИ собрались в пресс-центрах к полудню и стали предвкушать встречу с Великим.
Стоит отметить, что в Северную столицу Мартин приехал не просто так. Основной целью его визита стало участие в Петербургской фантастической ассамблее, где он встретился с поклонниками своего творчества. Не представляю, сколько народу явилось конкретно туда, но точно знаю, что в питерском пресс-центре ТАСС все не уместились: пришлось сгонять пишущих корреспондентов в другую комнату, откуда они смотрели трансляцию пресс-конференции и передавали свои вопросы на бумажках. В московском офисе, где организовали телемост с Петербургом, было посвободнее: на первый ряд я села совершенно спокойно. Однако и тут чувствовался некий ажиотаж.
Появившийся в студии Мартин напоминал милую карикатуру на самого себя: просторная темная рубашка, штаны с подтяжками и неизменная кепка с козырьком – вечные атрибуты писателя.
Первый вопрос про источники вдохновения показался дежурным и скучноватым, как и вопрос про давление со стороны общества, однако дальше началось веселье. Журналисты ко всеобщему удивлению стали забрасывать Мартина вопросами про политику.
Тему открыла сотрудница «Фонтанки.ру», спросившая писателя о том, к какому титулованному дому принадлежал бы Владимир Путин, будь он персонажем «Песни льда и пламени». При этом журналистка исковеркала название книги, очевидно, смешав ее с сериалом, и назвала труд Мартина «Игрой пламени». До сих пор непонятно, ожидали ли такого поворота организаторы или, напротив, это стало для них сюрпризом. Но так или иначе вопрос вежливо завернули, даже не переведя его Мартину.
Впрочем, доблестные акулы пера на этом не остановились, и через некоторое время из зала последовала новая атака – на этот раз со стороны телеканала «Дождь». Журналистка повторила вопрос своей коллеги, несколько расширив его. На этот раз Мартину пришлось ломать голову еще и над тем, куда бы он «запихнул» Россию, если бы захотел перенести ее в Вестерос. При этом корреспондентка упрекнула писателя в том, что ранее он активно комментировал ситуацию с президентскими выборами в США, в том числе высказывался о Дональде Трампе. Так почему же российский лидер стал запретной темой?
Редактор Николай Кудрявцев, выполнявший функцию переводчика, и тут попытался увернуться от скользкой темы, сделав это крайне неуклюже: он зачем-то стал переводить Мартину вопрос, заданный по-английски. Видимо, сильно нервничал и не знал что делать. В зале вместо сдавленных смешков раздавался уже неприкрытый журналистский хохот.
Понимая, что ему не отвертеться, писатель взял все на себя:
– Вестерос уже достаточно хорошо обустроен, там уже есть семь королевств, и я не думаю, что там хватит места еще для одного, даже если остальным ужаться, – вежливо ответил Мартин, дав понять, что в его книгах нет места ни для России, ни для Путина. – Что касается российской политики. Я высказывался об американской политике, потому что пристально слежу за ней. Я не думаю, что моих знаний достаточно, чтобы говорить, что я думаю о российской политике. Вам самим придется в ней разбираться, – резюмировал автор.
Он честно признался, что из всей страны пока видел только средневековый замок в Выборге и номер собственного отеля, который, впрочем, показался ему весьма симпатичным. В остальном никаких комментариев касательно России от Мартина в этот день мы не услышали.
Впрочем, и без этого нашлась пара журналистов, которые, вопреки «кодексу», отважились задать гостю пару неудобных вопросов. Так, один корреспондент сразу в лоб заявил Мартину, что не простит ему убийство Неда Старка, и поинтересовался, отчего тот так жесток со своими героями. «Why, Martin, why?» – подливал масла в огонь переводчик.
Писатель в ответ лишь посмеялся, однако усмешка временами выходила кривоватой: видимо, этот вопрос уже давно сидит у него в печенках. Мартину пришлось вновь пуститься в пространные рассуждения о том, что фэнтези – это такой нереалистичный и даже лживый жанр, и что ему всегда хотелось читать что-то по-настоящему захватывающее. Сложно не согласиться: истории, где главный герой всегда в безопасности и точно доживет до последних страниц книги, уже давно приелись. В «Песни льда и пламени» такого точно ждать не приходится.
Так вышло, что свои вопросы я задавала писателю последней: наша пресс-конференция длилась без малого два часа. Видно было, что первый вопрос о продолжении саги, которое он планирует изложить в виде исторических хроник Вестероса и издать под названием «Пламя и кровь», пришелся писателю по душе. Жаль только, что часть вопроса про драконов Кудрявцев почему-то не стал переводить. А так хотелось узнать, объяснит ли Мартин в своем новом труде, откуда, черт подери, в его мире взялись драконы!
«Да, это было сложно – делать свой "Сильмариллион", и, по большому счету, я подошел к нему с черного хода. Книга "Мир льда и пламени", которая вышла несколько лет назад, задумывалась как артбук, в котором должно быть максимум 50 тысяч слов, которые бы описывали всю известную историю Вестероса. Я работал с двумя фанатами, и мы вместе прорабатывали все тексты, которые уже на тот момент были написаны, извлекая из них историческую информацию. В конце этой книжки предусматривалось так называемое приложение про историю, о которой вообще не было ничего в основных книгах – что-то вроде издательских примечаний. Вскоре секция приложения переросла свои границы, достигнув почти 350 тысяч знаков. Отсюда возникла новая книга, которая будет называться "Кровь и пламя". Она будет повествовать непосредственно о династии Таргариенов, начиная с Эйгона Завоевателя и заканчивая восстанием Роберта Баратеона. На данный момент текст достиг только Эйгона III. Надеемся, что в следующем году выйдет первый том. Это очень странная и неожиданная работа, потому что, по большому счету, это историческая монография о мире, который никогда не существовал», – сказал автор, добавив, что при написании своего монументального труда постоянно прибегает к помощи фанатов, которые знают историю его вымышленного мира лучше, чем историю мира реального.
Второй вопрос, заданный мной мэтру фэнтези, был из разряда «в порядке бреда», однако породил немало веселья и достаточно развернутый ответ: «Джордж, как вы относитесь к пародиям на себя? Одна из самых ярких была, кажется, в сериале "Южный парк"... Что вы об этом думаете?» – выпалила я. (Непосвященным стоит знать, что создатели мультфильма, известного своими острыми и скабрезными шутками в адрес знаменитостей, высмеяли Мартина за то, что «Игра престолов» якобы слишком много внимания уделяет мужским половым органам и гомосексуальности.)
«Это очень странно, – рассмеялся литератор. – Будучи писателем, ты никогда не думаешь, что достигнешь такой степени успеха, что кто-то будет пародировать не твои произведения и образы, которые ты создал, а именно тебя самого. А эти пародии уже появились и в шоу Saturday Night Live, и у Конана О’Брайена, и в "Южном парке", и много где еще. Это очень странное ощущение, но это и часть той славы, которая на меня обрушилась».
Из-за этой славы Мартину в последние годы стало трудно путешествовать, ведь его узнают повсюду, куда бы он ни приехал, признался писатель.
Захотелось вслед ему крикнуть: «Попробуй просто на время снять кепку, дружище!» Но, боюсь, что мэтр уже не услышал бы меня сквозь завесу аплодисментов, провожавших его на выходе из студии.
Покинув здание ТАСС, Мартин отправился готовиться к встрече с фанатами в местном книжном магазине, где он на следующий день раздавал автографы. К слову сказать, заветных подписей можно было получить всего 700 штук – по одной в одни руки – и исключительно на книгах, купленных в этой самой лавке. Но что поделать – высокую цену за славу платит не только ее обладатель. Любопытно только, сколько бы взял Джордж Р. Р. Мартин за автограф для Владимира Путина…
[:wsame:]
[:wsame:]