Предложение без спроса, или Кино как завалявшиеся шпроты
Минкульт продолжает регулировать кинопрокат — осторожно, но все равно по-советски, констатирует наш обозреватель
Минкульт продолжает регулировать кинопрокат — осторожно, но все равно по-советски, констатирует наш обозреватель.
Интерес министерства культуры России к кинопрокату не ослабевает. Инициативы из ведомства идут практически еженедельно. На этот раз предлагается ограничить число сеансов, отданных под одну кинокартину, 35 процентами.
Надо признать, что не все инициативы министерства можно считать покушающимися на права зрителей. Пока культурные церберы действуют осторожно. Больше беспокоит само увлечение Минкульта контролем, желание отработать механизм 100-процентного влияния на прокатчиков и сети. У сетей кинотеатров, безусловно, есть свои интересы. Нельзя сказать, что сегодня репертуар определяет один только спрос. Но последние инициативы министерства направлены на то, чтобы отрегулировать не только «кинопрокатную мафию», но и собственно интерес к фильмам.
Если инициатива, касающаяся 35 процентов, будет утверждена, это будет означать только одно. Когда выйдет очередной мощнейший мировой кинохит (как «Аватар» или «Пираты Карибского моря»), кинотеатр вынужден будет искусственно снизить число киносеансов, несмотря на спрос.
В министерстве уверены, что подобная мера гарантирует «доступ граждан к наибольшему числу фильмов как отечественного, так и зарубежного производства и позволит обеспечить многообразие демонстрируемых в кинотеатрах фильмов». Но бывает так, что многообразия не нужно. Бывает так, что львиная доля людей хочет посмотреть один конкретный фильм. И попытка Минкульта перенаправить зрителя на другие картины выглядит советским пережитком, когда дефицитный товар сметали влет, а покупателя заставляли брать завалявшиеся банки шпрот.
Во всех решениях Минкульта, включая финансовые барьеры в отношении зарубежного кино, сквозит зависть и непонимание: почему российский зритель идет на голливудскую жвачку и вяло реагирует на правильные фильмы о войне или космосе, которые одобрил лично Владимир Мединский? Вопросы о вкусовых пристрастиях российской публики, между прочим, справедливы: когда ее «прет» американский «Форсаж», это означает, что с массовой культурой плохенько. Однако надо иметь в виду, что кинопублика в России отличается от г-на Мединского прежде всего по такому параметру, как возраст. Молодежь должна иметь право за свои собственные деньги получить тот продукт, который хочет она, а не министр культуры. А любые действия министерства, особенно нынешнего, должны рассматриваться под лупой.
Худшее, что можно сейчас сделать, — дать Мединскому право закручивать гайки в соответствии с его весьма своеобразными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Личные пристрастия министра должны ограничиваться его личной фильмотекой.
[:wsame:][:wsame:]