Немоляева о Рязанове: Его зритель не умер, тут он не прав
Актриса Светлана Немоляева рассказала Sobesednik.ru, кем для неё был режиссёр Эльдар Рязанов
Актриса Светлана Немоляева рассказала Sobesednik.ru, кем для неё был режиссёр Эльдар Рязанов.
Как ранее сообщал Sobesednik.ru, режиссёр Эльдар Рязанов умер в ночь на 30 ноября в 88 лет из-за острой сердечной недостаточности. Вдова Эльдара Рязанова Эмма Абайдуллина рассказала, что всё «произошло так неожиданно».
Актриса Светлана Немоляева, которая снялась в трёх картинах Эльдара Рязанова «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», считает режиссёра своим «крёстным отцом в кино». Sobesednik.ru вместе со Светланой Владимировной вспомнил, каким был Рязанов:
— Это моё личное горе. Не только во всероссийском масштабе. Мы были очень дружны, особенно под конец жизни. Он изумительно относился к моему мужу Александру Лазареву, к сыну Александру Лазареву-младшему. Я очень дружила с его жёнами — Ниночкой [вторая жена режиссёра Нина Скуйбина] и Эммочкой [третья жена режиссёра Эмма Абайдуллина]. Помимо того, что он был замечательным, прекрасным, нашим выдающемся кинорежиссером, он был удивительным человеком для меня.
[:image:]
Но это только для меня, ведь все люди по-разному судят. Но отношения меня и моей семьи с Эльдаром Александровичем были изумительными. Он был необыкновенно внимательным к нам. Как может не запомниться такой человек?
Он практически на все наши премьеры приходил и в Театр имени Маяковского, и в Ленком. Он приходил на все юбилейные даты, на Сашин юбилей, на мой. И это всегда был праздник для нас. Он всегда находил тёплые, замечательные слова, добросердечные слова с юмором.
Я уже не говорю о том, каким счастьем было творческое содружество, когда мы вместе работали. Ведь в кино важно терпение. Когда ты научишься ждать, пока оператор поставит свет, пока будет сделано, отрепетировано, налажено. И терпение для актёра в кино очень немаловажно. Так вот у Рязанова Эльдара Александровича — я помню съёмки в его фильмах — я никакого терпения не помню. Я помню это как чудесный, божественный миг. Не успеешь оглянуться — съёмки фильма закончились, и осталась жалость и горечь того, что этого больше не будет, что это уже прошлое. Всегда было горько и жалко расставаться. Это говорит о том, что творческий союз был просто изумительным.
Для меня такая утрата — моя собственная, личная утрата. Когда я узнала об этом, у меня прямо сердце в пятки ушло. Я представляю себе, как сейчас переживает его Эмма… Это всё ужасно тяжело.
— Был какой-нибудь момент, который у вас связан с Эльдаром Александровичем?
— Я вам специальный момент сейчас из своей памяти не выловлю. Я просто помню и знаю его как человека всегда улыбающегося. Я не помню его рассерженным, я не помню его мрачным, не помню его равнодушным и неприветливым. У всех по-разному складываются [отношения]. У меня с Сашей с ним были дружественные и приветливые отношения.
Помню, что он всегда улыбался, всегда был с шутками. Бывали обидные моменты, когда он вырезал в своих фильмах кого-то, но он мог потом это всё объяснить, так всё сказать, настолько щадяще, необидно, что ты никогда на него зла не держал. И всегда это легко воспринималось.
Он был в общении с теми, кого он любил, кому симпатизировал, необыкновенным человеком.
— Эльдар Александрович говорил, что его зритель умер...
— Нет! Нет! Нет! Он был не прав, я с ним тут не могу согласиться. Каждый из нас что-то себе придумывает. Я просто знаю это по его фильмам, которые популярны до сих пор и у молодого поколения. Я знаю. Наш театр, в котором я работаю, ездит на гастроли в другие страны, в другие города… И что поразительно — русские театры в Германии, в Англии, где мы играли спектакль «Женитьба» — все подходили (там в основном контингент — русские зрители) и вспоминали, разговаривая со мной, фильмы Эльдара Александровича. Все вспомнили. И все говорили, что у каждого дома есть и «Гараж», и «Берегись автомобиля», и «Служебный роман», и «Ирония судьба». Все его фильмы, все его шедевры.
Вот вспомнила смешную историю. Я же не помолодела, прошло много лет как вышел «Гараж», я и постарела сильно, и другой стала. Вряд ли меня должны меня сходу узнавать на улице из-за этих фильмов. Я была в Смоленске на гастролях, вдруг слышу за своей спиной, как кто-то кричит «Гуськова, Гуськова!». Я обернулась. Стоял довольно молодой дядечка с маленькой девочкой лет 5-6.
Потом, когда я повернулась, он закричал «Я не обознался! Не обознался». И попросил меня, как теперь говорят — это слово не моего лексикона, «сфоткаться» с его дочкой. Кончено, я «сфоткалась». Я не помолодела за это время, но всё равно он меня узнал и в полном упоении, восторге кинулся ко мне. Поэтому нет, я не согласна с Эльдаром Александровичем, что его зритель умер. Он любим, очень ценен, они приносят отраду и вдохновение. Сколько мне людей говорило — грустно, плохое настроение, произошло событие неприятное, а поставишь «Иронию судьбы» или «Служебный роман», и на душе легче станет.
Он сделал знаковые фильмы, на все времена, потому что он был очень человеколюбив, он делал трудное кино. И он делал кино, чувствуя всем своим нутром атмосферу, в которой жил. Поэтому он так уникален, поэтому его фильмы, как мне кажется, живы и совсем-совсем не устарели.
— Многие пользователи интернета пишут, как им дороги фильмы Эльдара Рязанова, что их «воспитывали на его фильмах».
— Вот это правильно. Во всяком случае, его фильмы никогда ничему плохому не научат. Светлые и настоящие человеческие отношения были показаны. Поэтому он и любим. И знал он, и чувствовал как никто другой.
[:image:]
Я его любила и ценила. Для меня каждый его звонок с предложением новой роли был подарком судьбы.
— Вы пока не знаете, когда будет прощание?
— Пока нет. Мне сказали страшную вещь, но пока я ничего не знаю.
Другие материалы об уходе из жизни великого режиссера, соболезнованиях и траурных мероприятиях читайте на странице Умер Эльдар Рязанов.
[:wsame:]
[:wsame:]