Лев Прыгунов: В сыне до сих пор вижу погибшую жену
Лев Прыгунов объяснил, почему в России жить лучше, чем в СССР, зачем сдал сына в интернат и что убило Иосифа Бродского
Лев Прыгунов объяснил, почему в России жить лучше, чем в СССР, зачем сдал сына в интернат и что убило Иосифа Бродского.
[:same:]
Советскому Джеймсу Бонду, звезде голливудского и всего мирового кинематографа 23 апреля стукнуло 76 лет. Исполнитель знаменитых ролей в фильмах «Сердце Бонивура», «Трактир на Пятницкой», «Выстрел в спину» в последние годы редко появляется в кадре, вот уже 43 года он пишет натюрморты и называет их «энергетическим реализмом». в преддверии дня рождения побывали в творческой мастерской народного артиста РФ и откровенно поговорили с Львом Прыгуновым о смерти первой супруги, о том, что вынудило его сдать сына Романа (режиссер фильмов «Духless» и «Духless-2». – Авт.) в интернат и почему он винит в смерти друга, поэта Иосифа Бродского... стихи.
Двухкомнатное нежилое помещение на окраине столицы превратилась в обитель музы Льва Георгиевича. Творческий беспорядок сражает очарованием и непринужденной легкостью. Здесь можно встретить всё – от старинных книг XVII–XVIII вв. до самогонных бутылей или, к примеру, черепа человека, которому проломили голову.
[:image:]
– Это моя небольшая коллекция бабочек, последний раз я их ловил в 1974 году. А вот, кстати, в этом же году вышел журнал «Советский экран» со мной на обложке, это единственная обложка в этом издании за все годы работы в кино. Фотографы обычно не хотели меня снимать, говорили, мол, тебя все равно никто не напечатает. Но я из-за этого никогда не расстраивался, работал себе и работал. Этот старинный стол и шкаф сделаны руками вологодских мастеров. Еще у меня есть карта Европы, напечатанная за две недели до начала Первой мировой войны. На ее фоне я написал много натюрмортов.
Наверху шкафа замечаю скульптуру Иисуса Христа без руки...
– Его много лет назад на дороге нашел, он так и валялся без руки и без ног. В советское время церкви использовались под ремонтные мастерские, склады и прочее, поэтому многие церковные атрибуты выбрасывали не задумываясь. Оказалось, что скульптура, которую я подобрал, сделана была еще в XVIII веке.
[:rsame:]
Но больше всего Лев Георгиевич поразил функционирующим американским патефоном 1929 года. Кстати, это устройство Прыгунов купил за 30 «деревянных» еще в советское время.
– В своих интервью часто говорите: мол, актером быть стыдно, профессия не мужская. А сами снялись больше чем в сотне картин.
– Именно во времена СССР было стыдно быть актером, сейчас нет. Советскую власть я не люблю, у руля были коммунисты, если честные, то глупые, если умные, то подлые, и до верха добирались самые наглые. На Западе актерская профессия прекрасно оплачивается, актеры богатые и уважаемые. Помимо основной деятельности, они часто занимались еще и бизнесом. У нас же советский актер – крепостной, особенно если он состоит в штате, к примеру, «Мосфильма», то вовсе бесправен. Что ему приказывают, то он и делает. В 1969 году вместе с Анатолием Кузнецовым (товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни». – Авт.) снимались в Германии в военной комедии «Мой нулевой час». Так вот в финансовых ведомостях мы расписывались за 800 марок в день, а по факту получали 60. Остальное забирало посольство. Но даже то, что нам давали, было в пять раз больше нашей зарплаты в Москве. Я часто играл так называемых положительных героев, это самое неблагодарное занятие, так как советский герой ничего не делал, о нем только говорили. В финале он обязательно погибал. В этом разница героев американского кино и советского: у них героя бьют, унижают, пинают, а борется он с какими-нибудь продажными церэушниками или фэбээровцами, но в конце обязательно всех побеждает. В 1975 году в фильме «Без права на ошибку» сыграл злодея и подонка. После получал сотни писем от восторженных девиц – порок оказался привлекательнее, чем положительные качества советского героя.
[:image:]
– В советское время вам не нравилось жить, но сейчас вы тоже недовольны политическими реалиями и президентом. Получается, не угодишь...
[:same:]
– Сейчас, слава Богу, несмотря ни на политические реалии, ни на президента, жить все равно лучше, чем в Совдепии. Наша страна на все советское время, то есть на 75 лет, отстает от Америки и Европы. И всегда будет так, особенно если верхи будут продолжать насиловать народ пропагандой. СССР потому и рухнул, что был построен на вранье и терроре. Проблема в том, что мои соотечественники не любят правду, это чистейший комплекс рабской неполноценности. Нашу страну нельзя разрушить снаружи, ее могут разрушить только сами россияне. Я верю в реинкарнацию (переселение душ), в 1991 году случилась перестройка, потому что число «перерожденцев» жертв террора Сталина, Ленина и Троцкого в тысячи раз превысило количество палачей. Эта пропорция, на мой взгляд, должна повториться года через 3–4, и все стабилизируется. Но это возможно лишь в случае, если Владимир Путин не умудрится развязать третью мировую войну. Надеюсь, что люди в конце концов поймут, что Америка никакой не враг и, в сущности, им на нас наплевать. Два длительных визита в США убедили меня в этом. Россию вспоминали там так редко, что забывали, что она вообще существует. А мы убеждены, что весь мир только о нас и думает, будто у них нет других забот. Не лезли бы в другую страну, не отбирали бы Крым – и все было бы у нас хорошо.
– Вы говорите, что Россия сильно отстает в развитии от США, но у вас была возможность остаться жить в развитой стране, чего ж тогда вернулись?
[:rsame:]
– Моя задача, как, думаю, и многих других россиян, не жить там, где хорошо, а сделать так, чтобы на родине было комфортно. В 1989 году в 50 лет я впервые был выпущен в свободную страну. Если бы это было в советское время, конечно, там бы остался, жить в лагере общего режима не хотел. Но сейчас все изменилось, могу выехать куда угодно, а те, кто меня не выпускал, вынуждены сидеть на санкциях. Но думал ли кто-нибудь 30 лет назад, что такое возможно?
21 апреля 1968 года Лев Прыгунов записал в своем дневнике: «Я считаю себя профессиональным актером и на большее искусство не претендую. Сниматься в плохих фильмах нисколько не боюсь, потому что особой разницы между плохими и теми, к которым благосклонно относится наша пресса, не вижу».
[:image:]
– Многие ваши коллеги не снимаются в современном кино, считая его недостойной альтернативой советскому, особенно любят порицать сериалы. Как к этому относитесь?
– Ерунда! Значит, их просто не зовут... В период перестройки, когда работы в кино не было, многих актеров кормили именно многосерийные ленты. У нас в кино одна беда – мало профессиональных продюсеров, которые могут смотреть вперед на 20 лет. Вообще, я убежден, что время кино прошло, сейчас есть много других занятий.
[:same:]
– При этом ваш сын Роман занимается режиссурой и, кстати, снял знаменитые ленты «Духless» и «Духless-2». Даете ему советы? Как оцениваете игру главного героя этих психологических драм Данилы Козловского?
– Как снимать кино, я Роману точно не советую, он знает это лучше меня. Мы с ним договорились, что он будет снимать меня в эпизодах. В его дебютной картине «Одиночество крови» и в «Индиго» я тоже играл. Что касается «Духless», то мне нравится эта работа Романа. Козловского считаю блистательным актером, он прекрасно сыграл героя в обоих фильмах.
– Знаю, что Роман вырос в интернате. Как так получилось?
– Мама Романа погибла в автокастрофе в 1977 году в Риге, остался с сыном один на один, не было другого выхода. Честно говоря, в сыне до сих пор вижу Эллу... Вспоминать те события мне очень трудно, поймите.
После смерти любимой женщины Лев Георгиевич долго не мог прийти в себя, но времени на депрессию не было. Нужно было сына поднимать на ноги.
[:image:]
– Первые два года мне помогала мама, пока у нее были для этого силы. В то время у меня было очень много съемок, работы в театре, я был постоянно в разъездах, поэтому мне пришлось отдать Романа в московский интернат. Когда имел возможность, то забирал его на выходные домой. Порой специально со съемок летел в Москву на два дня, чтобы с сыном увидеться. Рома три года жил в интернате (по правилам учреждения в то время там находились только до 9-го класса. – Авт.) с детьми актрис Саши Назаровой, Тани Самойловой, Ларисы Лужиной. Да, возможно, ему было несладко, но именно там он научился самостоятельности и привык отвечать за поступки. Я очень доволен тем, что он не замечал, что я для него делал, он думал, что все делал сам.
Через шесть лет после трагической гибели первой жены Эллы Лев Георгиевич влюбился в Ольгу, которая на 16 лет моложе актера.
[:same:]
– Сразу согласилась пойти под венец?
– Что вы! Она долгое время боялась меня (в те годы Прыгунов уже снимался не только в советских, но и в заграничных фильмах. – Авт.). Я ее три картины уламывал, Ольга в то время работала помощником режиссера на «Мосфильме». Наконец она сдалась. Свадьба прошла тихо и спокойно в Москве. Много людей не звали, я, знаете ли, терпеть не могу пышных торжеств. Сейчас Оля – мое всё: советник, друг, любимая! Очень умная женщина, мне с ней повезло. Ольга талантливая, из нее мог бы получиться прекрасный художник.
– 23 апреля вам исполняется 76 лет. Несмотря на грозные цифры, вы в прекрасной форме. В чем залог этого?
– Я уже 38 лет занимаюсь китайской гимнастикой «Тай дзи чюань». Несколько раз в неделю по 15 минут в день делаю специальные упражнения и читаю много литературы по восточной философии. К примеру, если человек слышит перебои в работе сердца, то это значит, что он занимается в жизни чем-то не тем и организм пытается его предупредить, что дальше так нельзя.
[:image:]
– Ваш друг, опальный поэт Иосиф Бродский, умер как раз от инфаркта. Он тоже не тем занимался?
– Мы с ним с перерывами общались 30 лет, я всегда искренне восхищался его творчеством. Иосиф очень много курил даже после двух перенесенных инфарктов. Третий оказался последним... Если бы не сигареты, он бы еще лет 10 точно прожил. Я ему много раз предлагал обратиться к китайцам, они буквально за два сеанса иглоукалывания устраняют зависимость от никотина. Он отмахивался, я показывал ему упражнения, которые делаю сам, он лишь смеялся. Мне кажется, что в большей части Бродского убили стихи. Они забирают много тонкой энергии, которая жизненно необходима для работы сердца. Плюс ужасные бессонницы. Ни один поэт не знает, что такое стихи и как они к нему приходят. Вот я в последнее время, выпустив несколько поэтических книг, завязал с этим делом и стал лучше себя чувствовать. Лучше рисовать картины, они подпитывают людей энергией. К примеру, на моей выставке в Липецке старушки подолгу сидели в центре зала и говорили, что приходят сюда лечиться. Эту целебную энергию почувствовал Валентин Гафт и тут же купил у меня картину.
Лев Прыгунов не боится смерти, он верит в реинкарнацию и убежден, что его душа обретет жизнь после смерти. В своем стихотворении «Поезд жизни» он написал: «Позади столько грусти и счастья! Как смириться с потерей такой? Как уйти от последней напасти? Дезертировать в детство – назад? Или лучше – в утробу, как в прятки? Эх, хватил! После смерти и так ты окажешься в чьей-нибудь матке...»
[:wsame:]
[:wsame:]