Ирина Мазуркевич: Душа Равиковича переселилась во внука Боярского

– Прошло два с лишним года, как нет Равика, – еле сдерживая слезы, говорит Ирина Степановна, – я к этому не могу привыкнуть. Хочется плакать, а нельзя. Равику бы это не понравилось

Фото:

Ирину Мазуркевич зрители полюбили после картины «Чудо с косичками», где она сыграла юную гимнастку. Затем был фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Из нескольких претенденток на роль очаровательной Наташи Ртищевой ее выбрал сам Владимир Высоцкий. По сюжету он был в нее влюблен. Владимир Семенович ухаживал за Ириной, а она выбрала себе в мужья никому не известного на тот момент актера Анатолия Равиковича, с которым была счастлива больше тридцати лет.

– Прошло два с лишним года, как нет Равика, – еле сдерживая слезы, говорит Ирина Степановна, – я к этому не могу привыкнуть. Хочется плакать, а нельзя. Равику бы это не понравилось. В жизни все может произойти, возможно, найдется человек, который будет рядом со мной. Этого я не отрицаю, но пока и не представляю…

Романтические прогулки по кладбищу

Они встретились, когда ей было 18, а ему 40. Он считал, что его личная и творческая жизнь уже позади. Равикович не предполагал, что все еще случится: будет звездная роль Хоботова в фильме «Покровские ворота», а самое главное – встреча с Ирой. Она в то время жила в гражданском браке c другим мужчиной и ничего не думала менять. После окончания театрального училища в Горьком ее направили в знаменитый ленинградский Театр им. Ленсовета, где блистали Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Лариса Луппиан. Анатолию Равиковичу доставались в этом театре роли стариков. Он чаще всего ходил в нелепых париках, поэтому молодой артистке казался слишком старым. Однажды она вдруг увидела его без парика, встретились глазами… По воспоминаниям актрисы, с этого момента у них все и началось. На одной из репетиций он ее покорил тем, как ловко делал сальто на сцене. Потом Равикович признался, что так он пытался ее завоевывать. Но спектакль заканчивался, и каждый жил своей жизнью. Ирина возвращалась в свою комнату в коммуналке, которую ей выделил театр, а Равикович спешил в семью, где у него подрастала дочь Маша.

[:image:]

– Я обратил внимание на Иру с первого взгляда, – вспоминал Анатолий Юрьевич. – Мне тогда казалось, что моя жизнь кончена, осталось только доживать. И вдруг возникло это прекрасное, чистое, открытое юное существо с широко распахнутыми глазами, в которых такое желание творить, радоваться жизни, что это не могло не подкупать. На меня это подействовало просто как появление молодой жизни у входа в преисподнюю.

В своих чувствах Анатолий признался девушке накануне Нового года. В театре была вечеринка, и он осмелился пригласить девушку на танец. Она ответила взаимностью. Но оба боялись обидеть своих близких. Их встречи были тайными. Зимние вечера они коротали, катаясь на трамваях, а летом гуляли по знаменитому питерскому Волковскому кладбищу. В один из дней Анатолий поехал домой, Ирина, как всегда, вернулась в свою коммуналку, а вскоре услышала стук в дверь. Она отворила. На пороге с чемоданом в руках стоял ее любимый Равик, так она будет называть его всю жизнь.

– Вы не видели Равика, когда ему было лет сорок… В то время я пересмотрела все лучшие спектакли в Москве и Ленинграде, но никто из артистов-мужчин не поразил меня так, как Равикович. Он блистал на сцене. Его талант, ум, бесподобный юмор вкупе с мужской харизмой мгновенно сразили меня наповал, – делится Ирина.

Кто знает, может, если бы Анатолий Юрьевич не стал форсировать события, другой поклонник завоевал бы Ирину. За привлекательной девушкой настойчиво ухаживал Владимир Высоцкий.

[:image:]

Высоцкий упустил свой шанс

Для Ирины Высоцкий не был кумиром. Он был лишь партнером по фильму «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». На момент знакомства с ним ей было 16 лет, ее сверстники не слушали его песен, а главную свою роль – Глеба Жеглова – он на тот момент еще не сыграл. Масштаб его личности она поняла гораздо позже. Он водил ее на спектакли и художественные выставки. Ирина видела в своем поклоннике одинокого человека, которому иногда хотелось выговориться. Высоцкого тяготило то, что власть не дает ему наград, как многим своим любимчикам, что его семья за границей. Она приезжала к нему в гости, в его одинокую московскую квартиру. В больших коробках лежали книги, которых тогда днем с огнем было не сыскать. Ей разрешалось их читать. Это были тома Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, он привозил их из Франции. Иногда, когда Владимир Семенович уезжал в Париж к Марине Влади, он оставлял ей ключи. По ее воспоминаниям, певец был щедр, любил и умел делать подарки. Но многое из подаренного Ирина уничтожила, чтобы не причинять мужу боль. Чудом уцелела зеленая кофточка, привезенная Высоцким из-за границы. Именно в ней она была на первом свидании со своим Равиком. Последнее письмо от Высоцкого пришло за пару месяцев до его смерти. Красивый конверт актрисе передал его приятель. Она порвала его на глазах у Равиковича, даже не открыв. Спустя годы она поняла, какое это было счастье – общаться с Высоцким. По иронии судьбы Владимир Семенович умер в день ее свадьбы. Актриса вспоминает, как в разгар торжества ее охватила непонятная тревога, она пошла рыдать в ванную комнату. Гости не могли уговорить ее выйти оттуда. Несколько часов невеста просидела в одиночестве. Кто-то сказал, что такое у новобрачных бывает. Утром она узнала, что Высоцкого больше нет. И тогда поняла, чем вызваны были эти слезы.

Увлеклась молодым

Свадьбу Анатолий и Ирина играли в квартире Алисы Фрейндлих. Она прониклась ситуацией молодоженов. Анатолий свое жилье оставил прежней семье, а Ирина не хотела собирать гостей в коммуналке. К сожалению, с той вечеринки не осталось фотографий.

– Мы даже не думали фотографироваться. Нам достаточно было того, что мы вместе. Средств приглашать фотографа тоже не было. У нас было всего пятьдесят рублей, которые государство выплатило мне как впервые вступающей в брак, – вспоминает Мазуркевич.

[:image:]

Через несколько лет после свадьбы Ирину ждало испытание новыми чувствами, она увлеклась своим партнером по спектаклю. И даже собиралась уходить от мужа, но вовремя поняла, что ее Равик лучше всех. К тому моменту у них уже подрастала дочь Лиза. Девочка родилась как раз в те дни, когда в Москве шли съемки фильма «Покровские ворота», где Равикович сыграл очаровательного недотепу. В перерывах между съемками Анатолий мчался в Ленинград навестить беременную жену. Уезжая в очередной раз, он попросил Ирину не рожать без него, а когда вернулся, дома его уже ждала маленькая дочь. Он обожал Лизоньку, но никогда не терял отношений и с дочкой от первого брака. Мария была на десять лет младше новой жены отца. Сначала она категорически не принимала отцовский выбор, но со временем они подружились. Нелегко пришлось семье в девяностые годы. Актеры были практически без работы. Ирина Степановна садилась за руль своего автомобиля и таксовала. За несколько дней ей удавалось заработать месячную театральную зарплату. Анатолий Юрьевич взял на себя всю работу по дому. В отличие от своего героя Хоботова, он был мастером на все руки. Равикович любил наводить порядок, переставлять мебель, клеить обои и кулинаром был отменным. Кстати, это он научил жену готовить.

Душа Равиковича переселилась во внука Боярского

Анатолию Юрьевичу было семьдесят лет, когда он начал сильно болеть. Сердце его тревожило всю жизнь. Ходили слухи, что он страдал онкологией. Ирина это опровергает. Актер пережил клиническую смерть, но пришел в сознание. Такого исхода событий не предполагали даже врачи, они уверяли, что дни больного сочтены. Выписавшись из больницы, актер вернулся в родной театр и старался не думать о болезни. Лиза вскоре вышла замуж и подарила ему внука Матвея, а вот внучку Еву он уже не увидел… Любимого всей страной Хоботова не стало ранним апрельским утром. Первым в то утро позвонил Михаил Боярский. После соболезнований поделился радостной вестью о том, что у него накануне родился внук. Ирина сочла это знаком. Она верит в переселение душ и надеется, что душа ее мужа переселилась в маленького Андрюшу.

Анатолий Равикович покоится на том самом Волковском кладбище, где начинался их с Ириной роман.

 

Фото: Photoagency Interpress, Владимир Бертов, photoxpress, ИТАР-ТАСС/Интерпресс/фото из архива/kinopoisk.ru

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика