Фильм "Роль": беспросветность, вражда и трагическая игра
То, что «Роль» Константина Лопушанского не получила ни одной награды на ММКФ, больше говорит о фестивале, чем о фильме. Картина выходит в прокат, и зрители смогут в этом убедиться
То, что «Роль» Константина Лопушанского не получила ни одной награды на ММКФ, больше говорит о фестивале, чем о фильме. Картина выходит в прокат, и зрители смогут в этом убедиться.
Все-таки самым страшным в XX веке было то время, когда происходит действие фильма – Гражданская война и послевоенные годы. Во всяком случае, «Роль» убеждает в этом. Время, в котором нет ясности, нет просвета, нет своих – разделение на своих и чужих поверхностно, иллюзорно, а значит, чужие все. Жить нельзя, можно только играть роль.
В 1919 году красные захватили поезд, в котором ехал актер Николай Евлахов. Лицом к лицу он встречается с красным командиром Игнатом Плотниковым – оба поражены их крайним сходством. Встреча длится несколько секунд, но этого достаточно. Вскоре на станцию врываются белые, Плотников погибает, а Евлахову удается сбежать в Финляндию. А через несколько лет он нелегально переходит границу и возвращается в Россию – уже под именем Игната Плотникова.
Для него это главная роль, актерская задача, равной которой не знали величайшие мастера: полное перевоплощение не на сцене, а в жизни – и не ради дела, а ради самой задачи, ради игры. Сталкиваясь со страшными вещами, он занят не тем, как это пережить, а тем, как это сыграть. Встречаясь со старыми знакомыми Плотникова, он начинает проживать его жизнь – жизнь после смерти, в изменившемся мире.
При этом, перевоплощаясь в Плотникова, он не становится им, но и не остается Евлаховым, это уже кто-то третий, настолько далекий от обоих, насколько и объединяющий их. Именно это состояние блестяще сыграл Максим Суханов – нельзя до конца забыть, что ты играешь роль, но, включившись в игру, вернуться уже невозможно.
Читайте также:
Дмитрий Быков: Трагедия фильма "Роль" и вернейший путь к гибели