Как Пабло Пикассо подставил Игоря Стравинского?
Пребывая в Риме во время Первой мировой войны, композитор завязал знакомство с художником Пабло Пикассо. Мастер холста подарил своему новому знакомому его портрет собственной кисти
Великий русский композитор, дирижер и пианист Игорь Стравинский долгое время жил в Швейцарии в окрестностях города Монтрё. Именно там он написал «Весну священную». В честь этого названа одна из улиц в Кларансе: Rue du Sacre du Printemps (Улица Священной весны). Что интересно, в этом же городе некоторое время жил Петр Ильич Чайковский, и здесь им был написан концерт для скрипки с оркестром D-dur.
«Весна священная» явилась одним из 27 музыкальных произведений, записанных на золотой пластинке «Вояджера» — первой фонограмме, отправленной за пределы Солнечной системы для внеземных цивилизаций.
Так уж сложилось, что большинство забавных случаев из жизни Игоря Федоровича связано с заграничными поездками.
Пребывая в Риме во время Первой мировой войны, композитор завязал знакомство с художником Пабло Пикассо. Мастер холста подарил своему новому знакомому его портрет собственной кисти. Поскольку в тот период Пикассо принадлежал к футуристам, изображение получилось, мягко говоря, своеобразным.
Из-за этого портрета у Игоря Стравинского на пути домой даже возникли проблемы с итальянскими таможенниками: картина показалась им подозрительной.
– Это у вас что такое, синьор? Что означают вот эти кружки и линии? – поинтересовался один из них.
– Мой портрет работы Пикассо, – честно ответил композитор.
После продолжительного совещания таможенники все же решили конфисковать портрет: уж очень эта мазня смахивала на план какого-то стратегического объекта.
А находясь в Нью-Йорке, Игорь Федорович однажды остановил такси. Каково же было его удивление, когда он увидел на табличке собственную фамилию.
– А вы случайно не родственник композитора? – спросил он у водителя.
– Разве есть композитор с такой фамилией? Впервые слышу. Впрочем, Стравинский – это фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой, моя фамилия Россини, – объяснил таксист, никогда не слышавший о своем великом однофамильце.
На вокзале Барселоны Стравинского встречало множество поклонников его музыки. На фоне всеобщего ликования кто-то из толпы выкрикнул:
– Барселона ждет вас с нетерпением – здесь очень любят вашего «Князя Игоря»!
«Они так искренне радовались мне и так восторгались этой оперой, – вспоминал впоследствии композитор, – что у меня не хватило мужества разочаровать их, я так и не признался, что «Князя Игоря» сочинил не я, а Бородин».
Кстати, Стравинский и сам обладал отличным чувством юмора. Как-то на приеме в Стокгольме, устроенном в честь Игоря Федоровича, его спросили, что он думает о джазовой музыке.
– То же самое, что и двадцать лет назад, – уклончиво ответил маэстро.
– А как вы относились к джазу двадцать лет назад? – не унимался собеседник.
– Этого я не помню, – простодушно ответил композитор.
Читайте также