Что творится на предприятии, главой которого стал Анатолий Сердюков
Село Новый Быт. 70 км от Москвы по Симферопольскому шоссе. Чеховский район Подмосковья, где еще в XIX веке врачевал Антон Чехов. Современность тоже вполне чеховская – трагедия с комедией напополам
Село Новый Быт. 70 км от Москвы по Симферопольскому шоссе. Чеховский район Подмосковья, где еще в XIX веке врачевал Антон Чехов. Современность тоже вполне чеховская – трагедия с комедией напополам.
По Чехову
Местные жители так до сих пор и не поняли, как относиться к назначению недавнего подследственного Анатолия Сердюкова генеральным директором самого известного предприятия района – Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения (ФИИЦМ).
– Тюрьму, значит, ему заменили на ссылку к нам? – усмехается один из группы мужиков в синей рабочей спецовке во дворе ФИИЦМа.
– А что, воруют, а потом им должности дают – подальше от Москвы, – огрызнулся его коллега.
– Ну что вы, ей-богу, может, наконец хоть предприятие оживят, человек-то не последний для власти, – примирил обе позиции бригадир работяг.
Чего-чего, а оживление ФИИЦМу не помешало бы – некогда преуспевающий центр сегодня ютится на втором этаже довольно унылого шестиэтажного корпуса. На первом и третьем сидят фирмы-арендаторы – от продавцов китайских тракторов до туристических фирм. Верхние три этажа закрыты на замок, на одном из них мне с азиатским акцентом сказали, что этаж заселен рабочими из Средней Азии, которые в три смены ваяют гипсовые скульп-турки в одном из бывших опытных цехов.
В самом ФИИЦМе – аврал. В полутемном коридоре мечутся несколько фигур, в одной из них мы узнаем бывшего директора центра Захида Годжаева, который после назначения Сердюкова переместился на позицию заместителя директора.
– Противогазы тащите и резиновые перчатки! – командует Годжаев. – Вы кто такие? Журналисты? У нас все хорошо, но не до вас сейчас!
По разговорам мы поняли, что в корпусе проблемы с канализацией. В коридоре – остановившиеся часы и план эвакуации. Мы успеваем заглянуть в приемную со старой офисной мебелью. Таблички с именем Сердюкова и признаков его пребывания – никаких.
– Все вопросы – только через пресс-службу Ростехнологий (ныне ГК «Ростех». – Авт.), – отчеканивает секретарь в приемной. У нее есть особый повод не любить журналистов – помня женолюбивую репутацию бывшего министра, каждый норовит поглазеть на женскую половину центра, а отдуваться приходится именно ей. Секретарь, кстати, осталась прежняя.
Не под запись сотрудники говорят, что сам экс-министр приезжал сюда всего один раз – накануне своего назначения. И несмотря на то, что к приезду его «Мерса» и сопровождающей «Ауди А8» во дворе даже заделали пару ям, увиденным Сердюков все равно остался недоволен.
– Ни разу не улыбнулся, серьезный и смурной, общался только с руководством. Пробыл недолго и уехал. Больше мы его здесь не видели, – говорят в центре.
После этого приезда в центр ездят только помощники Сердюкова, и то не каждый день. Пока, по словам сотрудников, Сердюков через ближайших подчиненных знакомится с состоянием дел. Но посторонних в них посвящать не собираются – нас деликатно, но настойчиво препроводили за территорию центра...
Тут был Березовский
– А вот так и напишите: местная власть удивлена, что новый генеральный директор не счел возможным заехать в администрацию и познакомиться с населением, – сказал мне председатель местного Совета депутатов Владимир Шаров, который сам отработал в теперь уже «сердюковском центре» полжизни, в том числе на позиции заместителя гендиректора.
В селе Новый Быт все и всё связано с центром.
– Были у него очень славные времена, – говорит Владимир Шаров. – Когда-то это был объект всесоюзного значения.
Его создали в 1952 году как центр испытаний разной техники, в основном тракторов. Теперь производство тракторов у нас практически сошло на нет, и испытывать, можно сказать, нечего. Центр выживает за счет сдачи в аренду площадей (у ФИИЦМа одной земли около 100 га плюс несколько огромных корпусов). Незначительная часть – это сертификационные испытания, в том числе автомобильных шин, и испытания в климатических камерах, но большая часть оборудования давно не обновлялась.
Село Новый Быт, наверное, может смело претендовать на звание самого интеллектуального села в стране. С 50-х годов сюда приезжали технари высокой квалификации, отличники вузов со всей страны. Неспроста уже в 2000-е годы именно в Новом Быте расположились бомбоубежище и резервный пункт администрации президента (на случай военной угрозы) – режимный объект на краю села обнесен колючкой.
В лучшие времена в ФИИЦМе работали 1,5 тысячи человек, центр строил дома и соцобъекты. В сегодняшнем центре трудятся от силы человек 30, да и то вместе с секретарями и уборщицами.
– Что на этой базе собираются делать Сердюков и Ростех, которым принадлежит центр, мы не знаем, – разводит руками Шаров.
Но местные жители уже готовы вернуться на предприятие «под идею». В Новом Быте через дом – кандидат наук или научный сотрудник. Правда, в 90-е годы большинство из них ушли с разваливающегося предприятия и создали свои собственные фирмы, часто на базе того же ФИИЦМа. Автосервис, сборка тракторов, изготовление комплектующих.
В истории центра уже была похожая пора – в 90-е здесь обосновался «Логоваз» Бориса Березовского. Популярные в то время «восьмерки» и «девятки» заполонили всю прилегающую территорию, а местные слесари могли себе позволить отдых в Италии и Англии. Сегодня на полигоне иногда проходят гонки драгрейсеров, а большую часть времени он простаивает.
И мужской монастырь
Местные гадают: какой смысл ставить Сердюкова во главе лежащего на боку центра? Прибыль огромного и некогда могущественного ФИИЦМа сегодня – на один поход Евгении Васильевой по магазинам: порядка 3,5 млн рублей в год. Это капля в море прибыли Ростеха, которая в общем составляет 1,9 млрд руб. в год.
Возможно, ответ кроется в планах Ростеха – ФИИЦМ стоит в планах на приватизацию. Сегодня все 100% акций принадлежат государству. Центр, который не может похвастаться великой прибыльностью, обладает приличной собственностью – около 100 га земли и 7 корпусов общей площадью несколько тысяч квадратных метров. Но конкретных планов по распоряжению этим богатством Ростех не озвучивает.
– Конечно, было бы неплохо, если бы на этой базе был создан современный технопарк, – мечтают в администрации села.
А вообще село Новый Быт сегодня больше знаменито не своими старыми производственными достижениями, а близостью крупного мужского монастыря – Вознесенской Давидовой пустыни. Через 2 года монастырю исполнится 500 лет. В пустынь приезжают много паломников со всей страны – замаливать грехи и просить о помощи. Но бывший подследственный министр обороны Анатолий Сердюков пока сюда не заглядывал.
Смотрите фотогалереи:
5 громких преступлений, в которых подозревается Анатолий Сердюков [ФОТО]
Самые несуразные уголовные дела в истории России [ФОТО]
Читайте также: