Как русские наемники воюют в Сирии
Сергей говорит, что всю жизнь воевал за кого-то, теперь – за себя. Оказалось, что человек со спецназовским опытом, навыками владения оружием и знакомый с тактикой боя после лихих 90-х – снова модная профессия. Война – в тренде. Те, кто умеет воевать – в цене
В Сирии задействованы около 300 бойцов из России. Война – в тренде. Те, кто умеет воевать – в цене.
Солдаты неудачи
Сергей говорит, что всю жизнь воевал за кого-то, теперь – за себя. Оказалось, что человек со спецназовским опытом, навыками владения оружием и знакомый с тактикой боя после лихих 90-х – снова модная профессия.
– Я ушел из спецслужб еще несколько лет назад, так как надоело жить на нищенскую зарплату, большая часть которой уходит на съём жилья, а шанс получить квартиру – только у близких к начальству людей! На тот момент мне стали попадаться на глаза объявления о наборе подготовленных людей с боевым опытом и знанием иностранных языков (у меня английский и арабский). Позвонил, прошел два собеседования. Потом началась работа – сопровождение морских судов в Индийском океане, охрана от сомалийских и нигерийских пиратов. Русская охрана там ценится, так как она на порядок дешевле британцев, а по подготовке и моральным качествам не уступает, – рассказывает Сергей историю своей службы в частной военной компании «Славянский корпус».
– В марте мне неожиданно позвонили и спросили, есть ли желание принять участие в сухопутной операции, – продолжил Сергей. – Обрисовали как-то смутно: «Ближний Восток, охрана объектов, остальное узнаешь позже!» Зарплата 5000–8000$ в месяц в зависимости от должности. Меня распределили санинструктором в разведвзводе.
Это уже насторожило: охрана промышленных объектов, а распределение в группах – как при проведении спецоперации: снайперы, гранатометчики, разведка. Я пробил по своим каналам – куда едем-то? Как выяснилось, компания набирала порядка 2000 человек в Сирию! И у них жуткий недобор, клич был кинут даже по боевым частям спецназа, предлагали людям увольняться и ехать! Через день звонят – спрашивают размер одежды, обуви и уже предлагают встретиться для подписания бумаг и отдать им загранпаспорт для визы. Я понял, что это полноценная войсковая операция и как пить дать уголовная статья «Наемничество» (ст. 359 УК. – Ред.)! Все же я пересмотрел хроники уличных боев, видеоматериалы из Сирии и понял, что там полный бардак!
Сергей отказался ехать на «чужую войну». Но порядка 300 человек, в основном уволенные из армии, подписались на горячую точку. Вернувшиеся сейчас рассказывают, что война была маленькой, но совсем не победоносной.
Война без особых причин
– Что произошло в Сирии, знаю только со слов своих друзей, которые туда ездили, – говорит Сергей. – Как мне рассказывали, нанял их «сирийский Абрамович» – дружный с Асадом местный «энергетический барон». Только на месте выяснилось, что, прежде чем охранять объекты, нужно их отбить у боевиков! Обеспечение было на нуле, не хватало спальных мешков, спали прямо на полу. Оружие дали старое, разбитое. Боеприпасов было очень мало. А там против нас было около 800 боевиков, и не простых боевиков – талибы, пакистанцы, афганцы, черные тюрбаны, самые матерые! Короче, наши попали в засаду на два дня. А боевики всё прибывали!
Первый же бой обернулся скандалом – боевики захватили фото- и видеоматериалы, доказывающие «русский след». Владелец сумки – уроженец юга России Алексей Малюта – поначалу был объявлен убитым. Только после того, как неразбериха улеглась, стало ясно, что в столкновении с боевиками никто из россиян не погиб, хотя пятеро наших соотечественников были ранены, двое – тяжело, и командирами групп было принято решение бросить все вещи и уходить.
Военная авантюра с треском провалилась – в российском аэропорту «русских наемников» встречали сотрудники ФСБ. Были арестованы два руководителя компании и несколько командиров групп. Как говорят сами участники бесславной операции, некоторым из них после возвращения домой перевели деньги на карточки – по 4000$, другим только обещают. Малюта, которого «похоронили» СМИ, вышел на связь только один раз, рассказав, что вернулся домой и празднует второе рождение. С тех пор на звонки и письма о «сирийской командировке» не отвечает.
Частная армия
В России действует несколько частных военных компаний (ЧВК). При этом закона об их деятельности нет. Это маленькие, но вполне боеспособные армии. На Западе это явление давно прижилось – только в Афганистане и Ираке работает несколько сот частных военных компаний. Наемников называют «дикие гуси», самые отмороженные подвизаются на военных переворотах и свержении правительств небольших стран.
– У частных военных компаний очень широкий спектр деятельности – от деликатных армейских задач, которые по политическим мотивам не может осуществлять регулярная армия, до более прозаических – военный консалтинг, охрана, обслуживание военной техники, вплоть до хозяйственно-бытовой помощи солдатам и тылового обеспечения войск, – рассказал «Собеседнику» глава одной из российских ЧВК – «РСБ-групп» Олег Криницын. – На данный момент главная специализация российских ЧВК – морская: защита судов от нападений пиратов в Индийском океане.
В среде частных военных компаний ходят слухи, что у оскандалившегося в Сирии «Славянского корпуса» была серьезная поддержка на высоком уровне, а ввязаться в сомнительную операцию их заставили проблемы в бизнесе – в Нигерии было арестовано принадлежащее компании судно и фирма несла серьезные убытки, пытаясь их «закрыть» с помощью дорогостоящей авантюры.
Военные, готовые с оружием в руках зарабатывать деньги, уже не первый год пробивают вопрос о легализации ЧВК. В 2011 году такой вопрос даже задали Владимиру Путину, и он обещал подумать.
…На днях в одной из соцсетей появилось объявление о наборе добровольцев в Сирию. Судя по откликам, «адреналиновая вакансия» вызвала живой интерес. 10 тысяч долларов за 5-месячную командировку и практически «контракт смертника»: 1750 долларов – аванс, далее – по 20% от контракта каждый месяц. Страховка на случай ранения и смерти – 20 тысяч долларов. За боевой выезд – 1 тысяча долларов. Если посчастливится остаться в живых, конечно.
На нас напали свои же!
Гендиректор компании «Славянский корпус» Сергей Крамской дал комментарий «Собеседнику»:
«Проект был создан 18.01.2013 в Гонконге для охраны нефтяных месторождений и ветки нефтепровода Киркук – Баниас в Сирии. Для работы мы получили лицензию комитета нацбезопасности Сирии (№8/559) на оказание вооруженных охранных услуг и подписали соглашение с министерством электроэнергетики Сирии (№001-S).
Выезд в Сирию осуществлялся с 06.09.2013 по 03.10.2013, общее количество персонала составило 268 человек.
17.10.2013 персонал компании был направлен из Латакии в район Сохна, где подвергся массированному нападению боевиков в количестве 2000 человек при 25–30 единицах тяжелого вооружения и двух танков «Т-62». Причем среди нападавших была слышна русская речь (предположительно наемников из «чеченского батальона», воюющего на стороне сирийской оппозиции). Тем самым персонал компании был втянут в бой. Мы просили помощи у министерства обороны Сирии, но не получили ее. Практически чудом удалось вывести людей без невосполнимых потерь (у нас 5 легкораненых и 2 средней тяжести). После чего мы приняли решение свернуть проект и эвакуировать весь имеющийся персонал. Для этой цели было организовано 2 чартера «Сирийских авиалиний».
Читайте также: