В пресс-службе аэропорта Шереметьево объяснили, как и почему продолжают прятать Эдварда Сноудена

Две недели бывший сотрудник ЦРУ, а ныне правозащитник Эдвард Сноуден прячется в транзитной зоне московского аэропорта Шереметьево. Мы поинтересовались ситуацией начальника Центра общественных связей Международного аэропорта Шереметьево Шереметьево (ОАО "МАШ") Анны Захаренковой

Две недели бывший сотрудник ЦРУ, а ныне правозащитник Эдвард Сноуден прячется от своих прежних работодателей в транзитной зоне московского аэропорта Шереметьево, но все это время его там никто не видит.

Почему аэропорт его прячет, мы поинтересовались у начальника Центра общественных связей Международного аэропорта Шереметьево Шереметьево (ОАО "МАШ") Анны Захаренковой.

- Шереметьево вообще не комментирует ситуацию со Сноуденом. Запрет ФСБ?

- Как известно, обслуживание пассажиров в аэропорту большей частью безлично. Пассажир может уточнить время вылета, купить газету, пообедать в ресторане, не называя себя. Регистрируясь на рейс или размещаясь в отеле, он сообщит свои персональные данные работнику авиакомпании или гостиницы. Но передача таких данных от этих юридических лиц администрации аэропорта в производственной деятельности не востребована и какими-либо регламентирующими документами не предусмотрена, поэтому и не осуществляется. Напротив, обработка персональных данных пассажиров жестко ограничена законом. С учетом этого, какие-либо запреты со стороны российских спецслужб на комментарии аэропортом ситуации с г-ном Сноуденом вряд ли имели бы не только основание, но и просто практический смысл. Не располагая достоверной информацией о конкретном пассажире, ОАО "МАШ" по запросам СМИ тем не менее стремится подробно и полно информировать об условиях, которые реально созданы в аэропорту для качественного и комфортного обслуживания транзитного пассажиропотока в целом.

- В интернете сказано, что "Аэропорт Шереметьево создает условия для максимально комфортного пребывания в аэропорту пассажиров, путешествующих транзитом. Зал работает круглосуточно. Посетить зал может любой пассажир Южного терминального комплекса (ЮТК, терминалы D, E, F). В ожидании стыковочного рейса пассажиры могут находиться в зале до 24 часов без российской визы. Для этого у пассажира должен быть авиабилет на дальнейший полет с подтвержденными местами". Относится это к конкретному залу, или ко всей транзитной зоне? Насколько свободен проход между транзитной и предполетной зоной? Что происходит, если человек дольше 24 часов задерживается в зоне или у него нет билета?

- Пассажирские терминалы F (бывший Шереметьево-2), и введенные в эксплуатацию в 2010 г. терминалы E и D образуют Южный терминальный комплекс аэропорта Шереметьево. Транзитная зона и предполетная зона — фактически одно и то же. Говоря так, мы подразумеваем залы, в которых ожидают вылета и пассажиры, вылетающие из Москвы после прохождения предполетных формальностей по вылету, и транзитные пассажиры, ранее прибывшие в Шереметьево из-за рубежа. Залы в терминалах F, Е и D, где размещаются ожидающие вылета, в т.ч. транзитные пассажиры, соединены проходами, так что при наличии времени и желания можно свободно перемещаться между ними, не выходя за пределы транзитной зоны.

Закон позволяет иностранным авиапассажирам следовать через международные аэропорты Российской Федерации без российских транзитных виз при соблюдении нескольких условий. Это наличие подтвержденного времени вылета, не превышающего 24 часов с момента прибытия пассажира, и документов, требуемых для въезда в страну назначения (чаще всего - действительного паспорта и визы на въезд).

- Пять лет назад мы с администрацией аэропорта готовили такой материал о затстрявших в аэропорту пассажирах - Трагедии узников транзитной зоны. В процессе общения ваш юрист Сергей Елисеев сказал буквально следующее: "Мы хотим создать в транзитной зоне специальное место, центр временного размещения (он уже запроектирован и будет построен в ходе текущей реконструкции), где были бы достойные условия пребывания". Появился ли в обновленном Шереметьево такой Центр? Как сейчас обстоят дела с "потерявшимися пассажирами"? Много ли их в Шереметьево? Как с ними поступают? Пять лет назад их обеспечением занималась та авиакомпания, которой они прилетели. А сегодня?

- Если иностранный безвизовый пассажир, следующий транзитом, по каким-то вынужденным обстоятельствам (стихийное бедствие, ремонт транспортного средства, оказание медицинской помощи при болезни, непредвиденные задержки при пересадке) не может вовремя вылететь по маршруту следования, то вопрос решается в зависимости от индивидуальных обстоятельств. Все это время он остаётся, как формулируют документы международного воздушного права, под опекой авиакомпании-перевозчика, доставившей его в российский аэропорт. Авиакомпания несет ответственность за отправку пассажира в пункт назначения (в этом случае возможно получение пассажиром транзитной российской визы) либо обязана обеспечить убытие пассажира за пределы Российской Федерации по обратному маршруту в пункт отправления либо в иной пункт, въезд в который ему разрешен. Данный порядок сохраняется и в настоящее время.

Предложение о создании мест временного размещения пассажиров, столкнувшихся с подобными проблемами, непосредственно в транзитной зоне аэропорта, пока не забыто, но и не реализовано. Связано это, с одной стороны, с тем, что авиакомпании, наученные горьким опытом, за последние годы стали гораздо более осмотрительны при принятии иностранцев к транзитной перевозке через российскую территорию, и количество подобных случаев неуклонно снижается. С другой стороны, такое содержание предполагает использование властных функций, присущих государственным органам, но не предоставленных коммерческой организации, управляющей аэропортом и обеспечивающей не контроль, а обслуживание пассажиров.

- Что случилось с героем той нашей публикации Премджи Харкишаном, который решил поселиться в Шереметьево?

- В качестве ситуации, когда транзитный иностранец "зависает" в аэропорту из-за того, что выполнение данных условий авиакомпанией оказывается невозможным, очень подходит пример с Премги (Премджи) Харкешаном. Этот пассажир не мог быть доставлен в страну назначения, так как его паспорт оказался поддельным, и не мог быть отправлен по обратному маршруту потому, что авиакомпания-перевозчик не смогла достоверно установить, откуда он прибыл. Сам пассажир желания сообщить о себе такие сведения не проявлял и вообще вел себя не вполне адекватно. В результате после нескольких попыток отправить его на родину и в общей сложности одиннадцати лет пребывания то в аэропортовой гостинице, то в транзитном зале летом 2012 г. он был размещён в одном из специализированных учреждений федеральной миграционной службы МВД России, информацией о его дальнейшей судьбе аэропорт не располагает.

 

 

Читайте также:

Стало известно, во сколько обошлось России пребывание Эдварда Сноудена в Шереметьево

 

Как Эдвард Сноуден подставил своих последователей

 

Почему скандал вокруг Эдварда Сноудена привел Путина в ярость и сделал Россию "сифаком"

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика