5 революций в советском общепите, произведенных Микояном
25 ноября 1895 года родился Анастас Микоян - единственный сталинский нарком, имя которого ассоциируется не с репрессиями, а с колбасой. Мы вспомнили его нововведения в пищевой индустрии, радикально изменившие меню советских людей
25 ноября 1895 года родился Анастас Микоян - единственный сталинский нарком, имя которого ассоциируется не с репрессиями, а с колбасой. Мы вспомнили его нововведения в пищевой индустрии, радикально изменившие меню советских людей.
1. Легендарная «Книга о вкусной и здоровой пище», опубликованная комиссариатом Микояна в 1939 году, стала кухонной библией домохозяек и оставалась ею до самого развала СССР. Она переиздавалась 10 раз рекордными тиражами (8 миллионов экземпляров) и продолжает оставаться надежным справочником кулинаров. (Мама автора получила ее в качестве дефицитнейшего подарка на свадьбу и, в свою очередь, передарила своей дочери). За четыре года до этого, в 1935 году, Сталин произнес свою знаменитую фразу «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». Анастас, хитрый и умный армянин из кавказских наркомов, над которым в то время сгущались тучи, решил затаиться в тихом пищевом министерстве, но не просто отсидеться, а попробовать «сказку сделать былью», к чему призывала партия. И очам неискушенных граждан предстала скатерть-самобранка, где на хрустальных и серебряных блюдах переливались всеми цветами радуги изысканные блюда, причем каждая хозяйка могла в принципе воспроизвести их сама, что советские женщины и принялись делать с огромным энтузиазмом.
2. В 1936 году Микоян издал приказ, в котором говорилось: «Мороженое следует сделать массовым продуктом питания, выпуская его по доступным ценам». Этому предшествовала знаковая поездка в США по заданию Сталина, чтобы позаимствовать передовой опыт. Всего за три месяца неутомимый нарком объездил всю страну от Атлантического до Тихого океана и выведал ряд ценнейших секретов. В первую очередь это касалось холодильного оборудования, которое произвело настоящую революцию в пищевом производстве и позволило выпускать мороженое. Интересно, что в тридцатые годы все иностранцы, отправляющиеся в Советский Союз, хотели сделать три вещи - посмотреть балет, сходить в цирк и попробовать советское мороженое. Причем где бы они его ни пробовали, вкус был одинаково потрясающим, потому что все мороженое производилось по единому и очень строгому ГОСТу 117-41, а хранить его было можно всего одну неделю, потому что все ингредиенты были натуральными и консерванты не использовались. Микоян считал, что советский гражданин должен съедать за год не менее пяти килограммов мороженого!
3. Там же, в Америке, на Микояна произвело большое впечатление конвейерное производство колбас и котлет. Вот что говорил он сам: «Ознакомился я с деятельностью и нью-йоркских кафетериев, и знаменитого универмага "Мэйсис", и магазинов розничной продажи гастрономических товаров. Привлекло наше внимание и массовое машинное производство стандартных котлет, которые в горячем виде продавались вместе с булочкой прямо на улице в специальных киосках (так называемые хамбургеры). Я заказал образцы машин, производящих такие котлеты, а также уличных жаровен». По каким-то техническим причинам - и потому, конечно, что вскоре началась война - советский человек гамбургер тогда не получил, но зато появилась знаменитая микояновская котлета за 6 копеек.
4. Микоян говорил: «Наша задача – накормить работающего человека быстро, относительно качественно, с соблюдением всех жиров, углеводов, но вкусно». В 1932 году по его приказу на предприятиях общественного питания был установлен так называемый «рыбный день», когда вместо мясных блюд предлагались в основном минтай и хек в разных видах. Сначала день не был фиксирован, и только много лет позже его закрепили за четвергом, который, согласно научным исследованиям, лучше всего подходил для употребления рыбы. Правда, есть версия, что это было сделано в пику православным верующим, которые постятся по средам и пятницам.
5. Микояна можно считать и одним из основателей советской рекламы. Личный переводчик Сталина В. М. Бережков писал в своих мемуарах: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пёстрая реклама на крыше Политехнического музея: "Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы", "А я ем повидло и джем", "Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом"». Это всё идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, наподобие Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».
Конечно, Микоян - это не только вкусная еда, но и расстрел в Новочеркасске; однако это и мирное разрешение Карибского кризиса, во время которого он лично беседовал с Кастро. Это человек, про которого народ сложил бессмертное «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» (от Ленина до Брежнева) и который в тридцатые годы хотел напоить советских людей кока-колой, которая ему очень понравилась.
Читайте также: