4 сфальсифицированных дела Генриха Ягоды
20 ноября 1891 года родился советский политический и государственный деятель Генрих Григорьевич Ягода. Мы вспомнили 4 самых абсурдных дела, которые он по указу Сталина сфабриковал буквально из ничего, войдя в историю как величайший фальсификатор
20 ноября 1891 года родился советский политический и государственный деятель Генрих Григорьевич Ягода. Мы вспомнили 4 самых абсурдных дела, которые он по указу Сталина сфабриковал буквально из ничего, войдя в историю как величайший фальсификатор.
Дело о вредительстве в системе Наркомата земледелия и Наркомата совхоза
В 1933 Ягода стал инициатором дела о вредительстве в системе Наркомата земледелия и Наркомата совхоза, в результате которого около 100 специалистов-аграрников во главе с заместителем наркома совхозов СССР М. М. Вольфом и заместителями наркома земледелия Ф. М. Конаром и А. М. Маркевичем были арестованы без объяснения причин. Около 40 человек суд приговорил к расстрелу, а остальных осудил на разные сроки лишения свободы. А. М. Маркевич рассказал, что на самом деле говорил ему Ягода: «Вы на допросе. Вы здесь не зам. наркома. Не думаете ли вы, что мы через месяц перед вами извинимся и скажем, что ошиблись? Раз ЦК дал согласие на ваш арест, значит, мы дали вполне исчерпывающие и убедительные доказательства вашей виновности». Все следователи по этому делу добивались только признания вины, а на реальные факты они закрывали глаза.
Организация судебного процесса над «убийцами» С. М. Кирова
1 декабря 1934 года Леонид Николаев, член коммунистической партии, в Смольном застрелил руководителя Ленинградской парторганизации ВКП (б) Сергея Мироновича Кирова. Следователи арестовали Николаева на месте преступления, однако НКВД завёл уголовное дело не только против него, но и против его знакомых. Они обвинялись в участии в подпольной зиновьевской организации. 28 и 29 декабря 1934 года в Ленинграде выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР рассмотрела дело Николаева и ещё 13 подсудимых, большинство из которых не признали себя виновными. В 5 часов 45 минут 29 декабря был оглашён приговор Николаеву и всем остальным — они были приговорены к смертной казни. Согласно рассказу конвоира, после оглашения Николаев крикнул: «Обманули!» По мнению некоторых учёных, устранить врагов Сталина с помощью дела Кирова решился именно Ягода. В ходе последовавших чисток это ему, в принципе, удалось.
«Кремлёвское дело»
Данное уголовное дело вытекало из предыдущего. Ряд служащих Кремля обвинили в том, что они готовят заговор против Сталина. Естественно, главным обвинителем выступил Генрих Ягода, а также Николай Иванович Ежов (тогдашний генеральный комиссар госбезопасности). Ягода вёл активную переписку со Сталиным и докладывал ему всё, что происходило в ходе следствия. Историки считают, что дело было направлено в первую очередь против Авеля Сафроновича Енукидзе, российского революционера и по совместительству крёстного отца жены Сталина Надежды Аллилуевой. На июньском пленуме ЦК ВКП (б) был заслушан вопрос «О служебном аппарате Секретариата ЦИК Союза СССР и товарище А. Енукидзе». Енукидзе обвинили в том, что из-за него на территории Кремля была создана террористическая группировка во главе со Львом Каменевым. И хоть каких-либо конкретных фактов никто привести не смог, пленум всё равно постановил исключить Енукидзе из партии. В 1937 году его расстреляли.
Антисоветское объединение троцкистско-зиновьевского центра
Это был первый из так называемых московских процессов над группой бывших руководителей партии. Следствие по делу велось с 5 января по 10 августа 1936 года под чутким руководством всё тех же Ягоды и Ежова. Известно, что подсудимые составляли две абсолютно не связанные между собой группы. В одну из них входили большевики, участвовавшие в 1926-1927 гг. в «объединении оппозиции» (Зиновьев, Каменев и другие) — их обвиняли в том, что они организовали троцкистско-зиновьевскую террористическую группу с целью убийства членов Советского правительства. В другую группу входили 5 бывших членов Компартии Германии, которые эмигрировали в СССР (Фриц-Давид, Ольберг и другие). Им предъявили такое же обвинение. Под давлением следствия практически все обвиняемые признались, что хотели уничтожить Сталина. Однако единственным вещественным доказательством на суде был фальшивый гондурасский паспорт Ольберга. Несмотря на это, Ягода и Ежов настояли на смертном приговоре для подсудимых, и 25 августа 1936 года приговор привели в исполнение. В 1988 году пленум Верховного суда СССР отменил приговор, реабилитировал осужденных и прекратил дело из-за отсутствия в их действиях состава преступления.
Генрих Ягода остаётся единственным из приговорённых на Третьем Московском процессе по делу «антисоветского право-троцкистского блока» в 1938 году, кто до сих пор не реабилитирован. Запрос на реабилитацию, поданный его родственниками, современный российский суд отклонил.
Читайте также: