Мигранты – порох социального взрыва?

Судя по опросам, наплыв приезжих крепко волнует москвичей. К примеру, по данным ВЦИОМа, 77% жителей столицы выступают за ужесточение миграционной политики. Власти пытаются снизить официальные квоты на гастарбайтеров, но эксперты уверены: нужны более радикальные меры

Судя по опросам, наплыв приезжих крепко волнует москвичей. К примеру, по данным ВЦИОМа, 77% жителей столицы выступают за ужесточение миграционной политики. Власти пытаются снизить официальные квоты на гастарбайтеров, но эксперты уверены: нужны более радикальные меры.

Квот все меньше

– У нас расширился набор средств борьбы с нелегальной миграцией, – рассказывает начальник УФМС России по Москве Ольга Кириллова. – Если раньше въезд запрещался за множественные нарушения закона и только на 3 года, теперь мы имеем право закрыть доступ на 10 лет только за то, что гражданин превысил срок 90-дневного пребывания. Раньше мы не могли выдворить неустановленное лицо: полиция задерживала мигранта на 48 часов и потом отпускала. Теперь мы имеем право направить дело нарушителя в суд.

Также сейчас мигранты при получении разрешительных документов в России должны проходить дактилоскопическую экспертизу. И хотя соответствующие справки, признают в ФМС, уже научились подделывать, работа с базами данных упростилась.

– Бурю эмоций вызвало заявление столичной полиции, что преступность среди мигрантов за 1-й квартал выросла на 40%, – продолжает Кириллова. – А мы уверены, что это просто повысилась раскрываемость – сработали наши базы.
Помимо изменений федерального законодательства, в самой Москве усиливается контроль за мигрантами.

Например, скоро по поручению врио мэра Собянина появятся пункты миграционного контроля на ж/д и автовокзалах. Кроме того, Москва сокращает трудовые квоты. С 2010 года они уменьшились с 250 до 200 тысяч. А в феврале, после выявления ряда нарушений, мэрия отозвала еще 14 тысяч квот. Оставшиеся 186 тысяч, уверяют, нужны городу.

– Это всего 3% от рабочих вакансий, необходимых Москве, – сообщил глава департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров. – При этом мы открыты для россиян, объезжаем ярмарки вакансий в соседних регионах, но массовой готовности соискателей не наблюдаем.

Однако с этим мнением согласны не все.

– По нашим опросам, 9 млн россиян готовы сегодня же выехать на работу в Москву. Но их не готовы принять, – уверяет депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин. – Потому что нелегальная миграция экономически выгодна коррумпированным чиновникам и бизнесу. Легче платить мигранту 8–12 тысяч, а оставшуюся часть официальной зарплаты в 40 тысяч класть себе в карман. Поэтому мы предлагаем ввести двойное налогообложение. Сейчас за любого работника независимо от гражданства работодатель платит 28%, а если за мигранта он будет платить 56%, нанимать его станет невыгодно. Похожие схемы уже введены в Японии, Германии. А в плане политическом необходимо введение трудовых виз.

Визы против взрыва

За визовый режим высказался недавно и Сергей Собянин. Но пока решено лишь ввести загранпаспорта с 2015 года.

– Визовым режимом мы можем ухудшить отношения с рядом стран, в которых и у граждан России до сих пор остаются родственники, – опасается Ольга Кириллова.

– Визовый режим, по крайней мере со Средней Азией, необходим, – возражает директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. – Пока у нас есть возможности, нужно действовать решительно. Просто попрощаться с тем трудовым ресурсом, который избыточен. Ведь в сезон число нелегальных мигрантов в Москве достигает 3–4 млн. Эти люди не ассимилируются, а создают параллельный этнос. По статистике межнациональных браков, российско-украинские союзы составляют 35%, российско-таджикские – 3,6%, и это либо браки славянских выходцев из Таджикистана, либо союзы, где женщина меняет религию и национальную идентичность.

ФМС последние годы упорно проводила мысль, что мигранты нужны для исправления демографии, «иначе к 2030 году население России сократится до 139,3 млн человек».

– Эти мифы лоббирует бизнес, заинтересованный в дешевой рабочей силе. Но положение людей «второго сорта» скоро перестанет устраивать мигрантов, – уверен Белобородов. – И уж точно не устроит их детей, которые составляют до 40% в некоторых школах Москвы и половину новорожденных в некоторых роддомах. Они будут продвигать свои интересы, свои конфессиональные позиции. Мы идем по еще более скользкому пути, чем Европа с ее мигрантскими бунтами. Потому что у нас нет демографических резервов, а резервы миграции огромны. Поэтому, если ситуация не изменится, через 10 лет мигранты составят 70% трудоспособного населения Москвы. Хотя и 5% – тревожный признак.

Похожий прогноз прошлой осенью давал и ВЦИОМ: если власти не решат вопрос в течение трех лет, последует социальный взрыв.

Цифры

По данным ФМС, число нелегалов в России – 3,3 млн, из которых более 50% – выходцы из Центральной Азии. Эксперты увеличивают цифру до 11–14 млн. 35% миграционных потоков приходится на Москву и Подмосковье.

Взгляд с той стороны 

Глава Всероссийского конгресса узбеков, узбекистанцев Ибрагим Худайбердиев:

– Многие последние меры – введение дактилоскопии, экзаменов по русскому и пр. – верные, призваны хоть как-то упорядочить нынешний хаос в миграционной политике. Другие – введение виз, денежных депозитов – абсолютно популистские. Но в целом борьбу с нелегальной миграцией нужно начинать не с мигрантов, а с профильных силовых структур. Например, мы видим, как «черные бригадиры» за минуту оформляют в ФМС пачками трудовые патенты. Коррупция пронизывает систему, и если победить это зло XXI века, то и с мигрантами проблем не будет. И стоит активнее привлекать к такой работе общественников. Мы могли бы вместе с органами фильтровать криминал. Тех же наркодилеров – мы же знаем в лицо всех этих преступных элементов. А то они вместе с властными структурами зарабатывают деньги, а над нами просто смеются. 

Другое мнение 

Глава Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаммад Амин:

– В Москве 2 млн мигрантов, хотя легальных лишь 186 тысяч. Надо легализовать остальных, раз уж им ранее открыли доступ. За вычетом криминальных элементов, конечно. Искусственно держать мигрантов «в тени» невыгодно.

Что нового? 

На днях депутаты ГД предложили ввести «въездной вексель» на 30 тыс. руб. для мигрантов – чтобы депортировать, в случае чего, за их же деньги, а не тратиться из бюджета России. Идею не одобрили ни представители диаспор, ни ФМС. Меру комментирует глава фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин:

– Никакого депортационного залога быть не может, эта идея разрушает весь смысл СНГ. А если наш соотечественник захочет приехать к родным сюда? Если же ввести это только для трудовых мигрантов при оформлении на работу, тогда еще виден какой-то смысл. Но вообще это уже пробовали в 90-е годы, когда работодатели оставляли подобные залоги. Суммы замораживались огромные, например, если 100 мигрантов на стройке заняты. Не все фирмы могли себе это позволить, в итоге схема все равно не работала. И сейчас не будет. Все равно будут мигранты въезжать, и опять нелегально. Лучше бы, наоборот, вывести этих людей из тени и брать с них налоги, как положено, – это сотни миллиардов рублей в бюджет.

Из первых уст 

Врио мэра Москвы Сергей Собянин:

«Мы можем, конечно, пойти по варианту европейских городов, когда начнем ассимилировать огромное количество мигрантов, у которых вообще другая культура, другой язык. И что мы получим? Какие-то гетто получим национальные, разгромленные районы, сожженные машины».

Читайте также:

Столичная полиция рассказала о дерзком ограблении на востоке Москвы, которое совершили мигранты

Мигрантов смогут легально избивать?

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика