Как жульничество на ЕГЭ оздоровит российские вузы
Заплатив всего 1000 рублей, можно, говорят, получить ответы на несколько вариантов ЕГЭ — и, если повезёт и достанется блок вопросов, «ключи» к которому на руках, получить балл выше, чем тратившиеся на репетиторов соученики. Каких абитуриентов в этих условиях ждать вузам?
Заплатив всего 1000 рублей, можно, говорят, получить ответы на несколько вариантов ЕГЭ — и, если повезёт и достанется блок вопросов, «ключи» к которому на руках, получить балл выше, чем тратившиеся на репетиторов соученики. Каких абитуриентов в этих условиях ждать вузам?
Министерство образования в союзе с руководством российских соцсетей рапортует об успехах в войне с Интернет-продавцами ответов на задания ЕГЭ. Хотя на самом деле эту «дыру» очень легко заткнуть: достаточно всего лишь строже следить за использованием телефонов и прочих гаджетов. Будь в Интернете хоть десять тысяч вариантов ЕГЭ, их все не запомнить на память — тем более бездельникам, которые предпочитают заплатить тысячу рублей.
Откуда же берутся мобильники? Говорилось, и не раз: учителям выгодны заоблачные баллы подопечных на ЕГЭ, и они на многое смотрят сквозь пальцы. То, что школьники пишут госэкзамен в «чужой» школе, не спасает: соседи-педагоги договариваются друг другу глаза не выклёвывать. Всю эту конструкцию, понятное дело, «крышуют» местные власти, которым тоже хочется стать Регионом-с-самым-эффективным-в-России-средним-образованием. Это при том, что школы давно и общепризнанно имеют к успехам своих учеников на ЕГЭ отношение весьма отдалённое, и всё давно в руках репетиторов — порой тех же учителей тех же школ...
Плох не ЕГЭ и не Интернет, где можно найти всё, что угодно — вся система образования как система сообщения ученику или студенту профессиональных и социальных навыков давно сгнила до основания. Россиян, однако, возмущает не это, а всего лишь то, что кое-какие «чёрные ходы» в этой системе доступны не всем, в то время как конкуренцию «кто лучше может» давно подменила собой конкуренция «кто больше даст» (подробнее об этой особенности нашего менталитета мы уже писали в этой публикации).
«Тысячерублёвые стобалльники», впрочем, обманывают сами себя. По большому-то счёту, им ведь нужен только статус — а дальше их и так пристроят на заранее приготовленное тёплое местечко. Вот и прихотся платить за ЕГЭ (а раньше приходилось платить за поступление) и за все последующие зачёты и экзамены в вузе.
Положа руку на сердце, и теперь дипломы Московского и, к примеру, какого-нибудь Морковского университетов ценятся не одинаково. По мере возрастания количества выпускников, купивших 100 баллов на ЕГЭ за тысячу рублей, в вузах, скажем так, второго и третьего ряда дипломы этих вузов будут котироваться всё ниже и ниже — и в конце концов их перестанут воспринимать всерьёз вообще. (Что характерно, научное сообщество предупреждало о том, что подобные же последствия будут иметь и «диссертационные скандалы»: не обесценятся автоматически все научные степени, присвоенные в России, однако смотреть, где именно защищал свою диссертацию новоявленный кандидат или доктор наук, будут пристальнее, чем прежде.)
Вузы, которые не захотят скатиться к подобному существованию, будут вынуждены требовать от Министерства образования предоставить им право проводить свои, дополнительные экзамены — сейчас это могут делать, напомним, лишь несколько самых «престижных» университетов. В такие учебные заведения рекордсмены единого госэкзамена и не подумают соваться.
С другой стороны, одним из критериев пресловутой оценки «эффективности» вузов, чем так полюбил в последнее время заниматься Минобраз, является средний балл ЕГЭ студентов, поступивших в это учебное заведение. Но вуз, не брезгующий отличниками, безошибочно выполняющими 146% заданий ЕГЭ, довольно быстро станет неэффективным без кавычек. Ведь единственное, что будет давать его обесценившийся диплом — это, повторимся, статус, но «корочку» можно ведь и в метро купить. Зачем же тратить четыре года?
Министерству образования останется только добить вузы, которые годами хвастались недосягаемым уровнем абитуриентов, а тут вдруг даже не смогли набрать поток. Проблема, правда, в том, что даже в случае, когда благодаря этой схеме коррупциогенные вузы отомрут, «волосатые лапы» просто научатся радеть родному человечку, у которого образование будет не выше среднего. А молодые выпускники, условно говоря, «хороших» вузов, помыкавшись в поисках работы, которая оправдывает усилия, затраченные на образование, будут слышать только то, что не раз уже говорил (пусть и по немного другим, на первый взгляд, поводам) всё тот же Дмитрий Медведев: «Уезжайте».
Читайте также:
Профессор Юрий Громыко: За "экономию" на российской школе Министерство образования заплатит дважды
Стало известно, сколько российских школьников пытались сжульничать на ЕГЭ-2013 по русскому языку