26.05.2013

Школа гасит инициативу учиться?

Наверное, ни для кого не секрет, что нет верней способа отбить у ребенка интерес к какой-либо книге, чем… разобрать ее на уроке литературы

Наверное, ни для кого не секрет, что нет верней способа отбить у ребенка интерес к какой-либо книге, чем… разобрать ее на уроке литературы. Многие только взрослыми  перечитали то, что в детстве вызывало смертельную тоску, и вдруг поняли, что у них в руках отличная книга. Бывают исключения. Если ребенку попался учитель, не заставляющий заучивать мнения критиков и шаблонно отвечать о характере персонажей, а дающий мыслить самостоятельно, если уроки превращаются в диспут, если задания побуждают внимательно и творчески относиться к малейшим нюансам и деталям текста – вот тогда интерес к чтению не убивают, а прививают.

Пример с уроками литературы наиболее ярко иллюстрирует серьезную проблему: часто школа учит не думать, не осваивать новый материал, разбираясь в нем самостоятельно, а всего лишь зубрить какие-либо сведения, даже не стремясь их понять.

Все дети от природы любознательны. Они охотно узнают что-то новое. Но в школе инициатива планомерно гасится. А ведь порой даже ошибочный вывод стоит очень дорого – если ребенку пришлось самостоятельно искать и проверять факты.

Об этом убедительно размышляет американский учитель Дж. Гатто, написавший книгу, которая у нас вышла под названием «Фабрика марионеток». Анализируя особенности американского образования, автор приходит к выводу, что школы учат безразличию и зависимости. Дж. Гатто не только критикует. Он подробно объясняет, в чем ошибки большинства школ, а также предлагает способы их избежать. Книга полезна не только американцам: наше образование повторяет такие же ошибки.

Чему же не учит школа?

– Самостоятельно разбираться в материале, думать над ним, формировать свое мнение. Составлять план своих действий, конспектировать, записывая главные мысли лекции, самостоятельно выделять их. Эти умения будут нужны ребенку уже в институте, и для многих бывает очень сложно «научиться учиться».

– Понимать себя и свои интересы, оценивать свои способности. Современная школа в лучшем случае дает сумму знаний, необходимых для поступления в вуз, но большинство выпускников не имеют четких представлений о себе и своем месте в жизни.

– Развивать нужные качества. Такие, как любознательность, активность, креативное мышление, мобильность, общительность. А также трудолюбие, терпение, умение рассчитывать свои силы, распределять дела по приоритетам.

– Различать, «что такое хорошо и что такое плохо», на уровне чуть выше младших классов.

Читайте также:

Почему ребенок боится идти в новую школу?

Изучение английского по Скайпу может быть полезным для умственного и физического здоровья

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика