Дмитрий Быков: Образ Минобразования

Министром просвещения стал Сергей Кравцов, и никто не запретит нам надеяться, что у него-то хоть что-то получится

Фото: Дмитрий Быков // фото: Александр Шпаковский

Министром просвещения стал Сергей Кравцов, и дай Бог ему здоровья, и никто не запретит нам надеяться, что у него-то хоть что-то получится.

У Ольги Васильевой, на которую мы надеялись четыре года назад, не получилось ровно ничего, и вспомнить ее нечем, кроме инициативы писать слово «Ветеран» с большой буквы. Все наши чиновники в этой области, как и большинство завучей, мало отличаются от Долорес Амбридж. Между тем из всех современных российских министров только у главы Минобра есть шанс что-то изменить – потому что государство, при всей своей идеологизированности, не лезет в просвещение, попросту боится его трогать, ничего не понимает в этой сложной области, разве что не забывает о ее милитаризации. Будущее России зависит сегодня от министра образования – в гораздо большей степени, чем от Путина. Шанс, что Кравцов совершит прорыв в этой области, невелик, но у министров обороны, иностранных дел или финансов такого шанса в нынешней пирамиде вообще нет. А за детей еще можно побороться.

Каким видится мне идеальный министр просвещения – притом что у Кравцова нет почти ничего из этих данных? В школе он не работал ни дня, все больше разрабатывал критерии ее оценки, бюрократические методики надзора за ней; диссертация его не содержит прорывов, вообще он чиновник по преимуществу, хорошо еще, если не кровожадный. Министр просвещения, во-первых, должен быть человеком просвещенным, вроде Луначарского – он был, кстати, не просто болтуном, но отличным критиком, блестящим филологом, знатоком и ценителем театра. Сейчас очень любят слово «живой», потому что чисто человеческие пороки хоть как-то отличают министра от дракона, живой уже обозвали министра культуры Ольгу Любимову, – но министру образования это гораздо нужней. Культура-то и сама не погибнет, а вот образование засушить – раз плюнуть. Министр просвещения должен иметь опыт школьного (или в крайнем случае вузовского) преподавания. Он должен выработать идеальную систему отбора кадров и абитуриентов для педвузов, сделать их престижными и, рискну сказать, труднодоступными; он должен добиться для учителей серьезных льгот, сравнимых с офицерскими, и превратить их в элиту страны. Он должен находить вкус в педагогике, потому что этот экстремальный спорт – для тех, кто его любит, а не для тех, кому больше некуда деваться.

Спасение России, ее неизбежное светлое будущее начнется с появления такого человека. И не подумайте, я вовсе не себя предлагаю на эту роль. Со мной здесь уже сделали достаточно – внушили стойкую уверенность в том, что все бессмысленно.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №03-2020 под заголовком «Образ Минобра».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика