Дмитрий Быков: Похищение Европы
Громкие и трагические события этой недели не затмили публикацию секретных переговоров Ельцина с Клинтоном
Громкие и трагические события этой недели не затмили публикацию секретных переговоров Ельцина с Клинтоном.
О целях вброса можно спорить: некоторые трактуют его как удар по Путину, который оказывается нелегитимен в глазах американского читателя – оказывается, его избрание было предрешено и обсуждалось с американским президентом еще за три месяца до ельцинской отставки. Но для американского читателя, думается, здесь сюрпризов нет – о том, что в России слово «выборы» означает не совсем то же, что в Америке, они знают изначально. Мне вообще кажется, что эта публикация – действительно очень нестандартная – направлена вовсе не против Путина, который описан здесь как solid and sociable, то есть твердый и контактный; вполне лестные определения. Наиболее сенсационен ноябрьский разговор 1999 года: «Билл, просто отдай России Европу». Клинтон уточняет: «Ты уверен, что Европе это понравится?» «Не всем, – соглашается Ельцин. – Но я европеец. Россия расположена в Европе и Азии...» «Ты и Азию хочешь?» – интересуется Клинтон, явно не без насмешки. «Конечно», – отвечает Ельцин, и он, кажется, вполне серьезен. То есть речь о том, что пора поделить мир на сферы влияния, всерьез заходила еще во вполне мирные времена, когда Ельцин и Клинтон считались попросту друзьями.
Можно, конечно, предположить, что вся эта публикация затеяна ради реабилитации Ельцина в глазах россиян, – мало ли, у нас длинные руки, и мы вполне могли инициировать подобный вброс; но, судя по выступлению президента насчет пенсионной реформы, никакого смягчения относительно девяностых не предполагается. Стало быть, речь о том, чтобы открыть американцам – и европейцам – глаза на Ельцина: вот при ком в России – не без попустительства Клинтона! – фактически упразднялись выборы и переделывался мир. Выходит, Путин по сравнению с Ельциным – еще вполне умеренный политик, отличающийся только тем, что решения по российским выборам он принимает самостоятельно, да еще и в долг не просит. Поневоле задумаешься о том, что в некоторых отношениях он лучше Ельцина: честнее. Иллюзий меньше. Если уж делить мир и вести войну, лучше по крайней мере не просить при этом в долг.
Слушайте, а может, Трамп эту публикацию документов из клинтоновского фонда инициировал как раз ради поддержки путинского имиджа? Тогда это первая настоящая внешнеполитическая победа, особенно заметная на фоне относительной неудачи патриаршеских переговоров в Стамбуле.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №34-2018.