Новости дня

23 февраля, пятница















22 февраля, четверг






























Что ждёт Фёдора Бондарчука после премьеры фильма "Сталинград"?


«Сталинград» вышел. Сразу хочу сказать, что статья эта пишется с уважением к автору фильма, и с надеждой. Нет вопроса, будет ли фильм успешным, окупаемым, и даже нет вопроса, получит ли «Оскар». Конечно, он не отобьёт в прокате 30 млн. долларов. Само собой, он получит значительно больше критики и меньше лести, чем хотелось бы авторам. И я уверен, что он не получит «Оскара». Вопрос в том, станет ли «Сталинград» достойным, мощным фильмом, прорывом для Бондарчука-режиссёра.

Фёдор Сергеевич, безусловно чрезвычайно талантлив. Когда он появляется в кадре, в своих ли фильмах, в любых других – это всегда приятно, очень органично, очень достоверно. Одинаково здорово он может показать нам юношу-аутиста, полковника-неудачника, или капитана-вояку. К тому же нельзя не отметить, какой он толковый бизнесмен. Так продавать своё имя (со всеми оговорками и экивоками в сторону батюшки) не умеет никто другой. Но вот режиссёр он слабый.

Бондарчук, возможно, и мог бы быть режиссёром на порядок выше. Но он давно – вероятно, с рождения – попал в ловушку. Нельзя находиться на стыке официальной, государственно-пропагандистской машины и искусства и при этом делать что захочешь и как заблагорассудится. Такое положение даёт режиссёру неограниченные возможности, но и накладывает множество ограничений. Я охотно верю, что Фёдор хотел бы сделать что-то авторское, бунтарское, не позволив никому ничего попилить. Но вольнодумства, выбора темы, свободного отношения художника к материалу ему не позволят ни машина пропаганды, ни инвесторы, ни внутренняя цензура российской кинокухни. И множество завязок, ниточек, взаимных обязательств, накопившихся за годы у кормушки не пустят его ни на шаг в какую-либо сторону. Про распил киношного бюджета лучше и вовсе помолчать. В итоге выходят из-под его руки «9 рота» и «Обитаемый остров». Стандартные, неоригинальные, очень дорогие, но не стоящие своих денег блокбастеры.

«Рота» и замечательный вроде бы фильм. Однако никто не скажет «шедевр». Что ни сцена, то заимствования, что ни кадр – то цитата. Там тебе и «Цельнометаллическая оболочка», и «Апокалипсис сегодня», и «Охота на оленей», а уж про заимствования из фильма «Взвод» вообще лучше помолчать. И это при гигантском бюджете, отличном актёрском составе, сильной работе художников и операторского цеха. Слабость фильма именно в режиссуре.

«Обитаемый остров» – вообще разочарование разочарований. Страшно представить, сколько заплатили старику Стругацкому за хвалебные отзывы. Ведь тут нет ничего! Слабейший кастинг, отвратительная игра даже самых сильных в стране актёров во второстепенных ролях. Жуткие декорации, никакой атмосферы. Хорошо зная книгу, я ждал ощутить оруэлловский ужас тотальной несвободы, повальной, всепроникающей нетерпимости – нетерпимости, возведённой в культ. И в сценарии, в тексте, в репликах героев всё это есть. А в лицах, глазах, в обстановке, в мире выстроенном создателями фильма, – словом, в кадре ничего этого нет. Ни страха, ни отчуждённости, ни ненависти, – ничего так смачно и детально вырисованного братьями Стругацкими. А ведь бюджет вполне позволял сделать настоящий «Обитаемый остров».

Теперь на очереди «Сталинград». Бондарчук мог подумать, сделать выводы, что-то для себя решить. Эта картина даст нам понять, кто он, Бондарчук – режиссёр от природы или же гениальный актёр, занявшийся не своим делом. Трейлер не утешает. А выводы сделаем завтра.

Иван Каприс

Читайте также:

4 провала фильма Киры Муратовой "Вечное возвращение"

Что творится вокруг фильма Фёдора Бондарчука "Сталинград"?

Закулисье съёмок и премьеры фильма "Сталинград" Фёдора Бондарчука

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания