Закулисье съемок и премьеры фильма "Сталинград" Федора Бондарчука

Премьера «Сталинграда» в московском кинотеатре «Октябрь» может получить статус самого светского мероприятия года. В последний раз такое столпотворение было на «Высоцком». Но фильм о войне решили оформить аскетично – ни тебе пушек, ни кострищ, ни бидонов с бутафорской кровью. Все серьезно, как само кино

Фото: Федор Бондарчук //

Премьера «Сталинграда» в московском кинотеатре «О­ктябрь» может получить статус самого светского мероприятия года. В последний раз такое столпотворение было на «Высоцком». Тогда кинотеатр превратили в узбекский базар, а вот фильм о войне решили оформить аскетично – ни тебе пушек, ни кострищ, ни бидонов с бутафорской кровью. Даже аперитив, наличествующий обычно на премьерах, отсутствовал. Все серьезно, как само кино.

– Это первая русская картина, сделанная в технологии IMAX, которую Sony будет катать по всему миру. Гордиться надо, – поучал писатель Сергей Минаев.

Зал IMAX в «Октябре» один, в подвале. Так что «Сталинград» в новой технологии смотрели лишь избранные, которых проводили туда, минуя оцепление журналистов. С усиленной охраной провели на сеанс главу Чечни Рамзана Кадырова. Ну а тем временем в фойе собирался светский бомонд. Михалковы, Вертинские, Бондарчуки, Райкины, Шакуровы, Пореченковы, Кобзон, Хакамада, Литвинова, Канделаки, Кудрин, Мединский, Тимати, Бабенко, Навка, Ревва, Батрутдинов и пр., и пр. Ксению Собчак с Максимом Виторганом фотографы взяли в очень плотное кольцо.

А вот гения, прилетевшего специально на премьеру из Голливуда, – композитора Анджело Бадаламенти, написавшего в свое время саундтрек к «Твин Пикс» и еще много музыки к кино, культурная общественность не идентифицировала.

После просмотра фильма вся съемочная группа во главе с Федором Бондарчуком раскланялась перед зрителями.

Бондарчук о немцах и русских

– Мы хотели уйти от карикатурного изображения немцев – как я с детства помню, толстых, в роговых очках, – сказал журналистам после просмотра Федор Бондарчук. – Но мы и не ставили целью привести финал к полному примирению, уравнять советских солдат с немецкими. Вот реальная история, которую мне рассказывал один ветеран. Им устраивали встречу с немецкими ветеранами. Но попросили не надевать орденов и медалей – поскольку немцы будут без них. И наши ветераны страшно оскорбились, потому что...

Потому что нельзя все-таки окончательно стирать границу между немцами и русскими: мы были у себя дома, мы защищались.

Кстати, Петр Федоров и Томас Кречманн, играющие двух основных противоборствующих героев, русского и немецкого командиров, вне съемок обходили друг друга за версту. Я случайно как-то заметил и стал наблюдать потом: действительно, оба как-то старались, не знаю, осознанно ли, выбирать такие маршруты, чтобы не пересекаться. И я даже спросил: а вы вечерами хоть как-то общаетесь, разговариваете? Нет...

Может ли война быть красивой?

Продюсер Александр Роднянский долго считал, что 3D – формат для приключенческого, фантастического кино, но не для серьезной картины о войне. Но фильм все-таки вышел со стереоэффектами.

Ответ создателей на законный вопрос, может ли война быть красивой, – сцена, когда герои смотрят «кино»: воздушный бой через выбитую стену дома, как на экране. А все же лучшие эпизоды происходят в разрушенном доме. Хотя сам дом мог бы быть показан лучше, но авторы все силы бросили на масштабные сцены, и развалины получились просто развалинами, без всякой памяти о мирной жизни. А ведь следы человека остаются всегда: мелочи, детали, предметы... Это есть в начале, когда девушка несет комнатное растение мимо солдата, засевшего с автоматом у окна. И какой это мог бы быть фильм о живом доме, где и стены помогают, даже если стены – это все, что осталось от дома.

«С вами трудно воевать, – говорит немецкий офицер Канн, – вы воюете не для победы, а для мести». И добавляет: «Вы стреляете в спину» – но в конце стреляет в спину уже он сам. Действительно, все наши воюют, чтобы отомстить – за убитых родных, за разрушенные дома, а не для того, чтобы защитить Родину. Собственно, Родины в картине нет вообще, и слава Богу – это уберегло от лишнего пафоса. Что до предыстории, где спасатель рассказывает немецкой девочке, оказавшейся под завалами на «Фукусиме», историю о пяти своих отцах, то это слишком напоминает другой фильм о войне и любви – «Кукушку» Рогожкина: «А звали ваших отцов Вейкко и Пшёлты». Но это не страшно. Главное, что не похоже на «Цитадель».

Мнение

Ксения Собчак:

– «Сталинград» – русский «Пёрл-Харбор». Большая голливудская и по масштабу, и по сути картина.

Сергей Капков:

– Фильм лирический. Это качественная история с хорошо прописанными характерами. Мне понравился герой Петра Федорова – управдом. Этот фильм надо обязательно смотреть детям. Моему сыну как раз 12, уже можно.

Павел Астахов:

– Я ожидал немножко другого. Думал, будут батальные массовые сцены, схватки, а здесь – жизнь, человеческая история.

Армен Медведев:

– Если оглянуться назад, эта картина пропитана прозой Симонова о Сталинграде, отзвуками Гроссмана. Фильм сделан в традициях русской, советской литературы. Конечно, у меня есть претензии, я пересплю – и их у меня будет еще больше. Но в целом мне очень понравилась картина. А все эти 3D приблизили фильм к молодому зрителю.

Читайте также:

Стало известно, когда назовут номинантов на премию "Оскар", в лонг-лист которой вошла картина Фёдора Бондарчука "Сталинград"

Что творится вокруг фильма "Сталинград" Федора Бондарчука

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика