Фильм "Орда": отчаяние, чудо и Бог
В прокат вышел фильм Андрея Прошкина «Орда», уже отмеченный призами на Московском кинофестивале. Главную роль – митрополита Московского Алексия – блистательно сыграл Максим Суханов.
В прокат вышел фильм Андрея Прошкина «Орда», уже отмеченный призами на Московском кинофестивале. Главную роль – митрополита Московского Алексия – блистательно сыграл Максим Суханов.
Насчет исторической достоверности создатели фильма сразу предупреждают: на экране скорее миф, «условный» XIV век. И это самый правильный подход к фильмам, повествующим об исторических событиях. «Орда» – может, не вполне точная исторически – все равно выглядит достоверно и убедительно. Прекрасны декорации столицы Орды и ханского дворца (их выстроили под Астраханью) – огромные пространства, демонстрирующие размах империи. На фоне ордынского великолепия Московия выглядит бледной и хилой – простые деревянные избы, серая одежда князя (да и сам князь – не великий, а такой… малый, скажем), лохань с отваром из шишек, в которой митрополит парит ноги. Эта разница в технике при изображении двух миров – несомненная заслуга режиссера. Вся монгольская линия прозрачна и связна – это начало конца Орды.
Небольшая, но мощная роль Андрея Панина в самом начале – последний настоящий хан, перед которым может склониться мир. Когда его в первых же кадрах убивает родной брат, которого и мать не считает достойным царствования, мы уже понимаем, что это закат. И сильный финал это подтверждает.
Русская линия запутаннее и глубже. Здесь нет ни величия, ни всепобеждающего смирения. После неудачной попытки исцелить ханшу Тайдулу митрополит Алексий впадает не в смирение, а в отчаяние.
Монолог под дождем, слишком очевидно отсылающий нас в Гефсиманский сад, полон именно отчаяния – и через это отчаяние приходит Бог и свершает чудо. С этой идеей можно и нужно спорить, но и в этом тоже заключается одно из достоинств картины.
Читайте также Максим Суханов: Для вертикального управления Россия слишком велика