На "Марше свободы" 15 декабря оппозиция готовит новый прорыв
5 декабря, ровно через год после первого оппозиционного митинга «За честные выборы!», оживившего политическую жизнь в стране, самое время прикинуть, получится ли у оппозиции довести ситуацию до полного самотёка
5 декабря, ровно через год после первого оппозиционного митинга «За честные выборы!», оживившего политическую жизнь в стране, самое время прикинуть, получится ли у оппозиции довести ситуацию до полного самотёка.
Ровно год назад, на следующий день после выборов в Госдуму, на очередной оппозиционный митинг в Москве явилась не пара сотен, как это обычно бывало, а несколько тысяч человек. События на Чистых прудах положили начало протестным выступлениям «За честные выборы», переродившимся затем в «Марш миллионов» и сейчас, к годовщине рождения, эволюционирующим в «Марш свободы».
Вот уже год оппозиция учится действовать в условиях, когда власти не желают прислушиваться к её требованиям, несмотря на то, что она уже не так малочисленна и вообще, как говорят в Интернете, «сперва добилась» — начала стабильно выводить на улицы десятки тысяч протестующих, что никому ещё год назад и не снилось. Возвращение губернаторских выборов оказалось очередной перетряской элит; тем же самым очень быстро обернулась и борьба с коррупцией. Наконец, на шаг вперед пришлось, в точности по Ленину, два шага назад: здесь и драконовский закон о митингах, и возвращение уголовной ответственности за клевету, и «чёрный список» сайтов, который с тех пор еженедельно кого-нибудь вроде «Гугла» ненароком пачкает своей сажей.
Так что основным достижением протестного движения, конечно, следует признать демонстрацию неэффективности и беспомощности людей, управляющих Россией. С этим, правда, как показывают последние дни, неплохо справляются и снегопады — и тем не менее: даже в угрожаемой ситуации, с юродствующими массами под боком партия и правительство не способны ответить ничем, кроме закручивания гаек, которым, собственно, и занимаются весь этот год.
Получается плоховато: старых методов (действенных против нацболов, к примеру) не хватает — масштаб движения всё-таки уже не тот. Методы новые, настряпанные второпях Государственной думой, вызывают только усмешку. Возможно, пока. Протестное движение вообще заплатило дорогую цену за удовольствие показать согражданам, кого они себе выбрали — два десятка человек находятся под следствием.
Инвалид по зрению Владимир Акименков, который продолжает терять зрение в тюрьме: «Я не могу рассмотреть вашего лица, Ваша честь», — говорит он судье в зале заседания. Олег Архипенков и Александр Каменский, которых в день беспорядков на Болотной площади — не было. Денис Луцкевич, который пытался устроиться в Федеральную службу охраны — тот ещё бунтарь и оппозиционер. Леонид Ковязин — репортёр, который «участвовал в массовых беспорядках» тем, что прятался от ОМОНа за кабинкой биотуалета, опрокинутой кем-то из протестующих.
И ещё полтора десятка человек, в отношении которых бессмысленны любые выспренние слова: государственная пропаганда ещё не раз успеет окрестить их единственным дестабилизирующим фактором в российском обществе, самом справедливом и счастливом на свете. Но уровень недовольства — будь то открытый протест митингующих или подспудное негодование россиян, которым повышение тарифов на ЖКХ и рост инфляции тоже ведь ничего хорошего не сулят — всё равно не спадает, а власть провела последние несколько лет в небесном эфире «Первого канала».
Казалось, что раздача пряников детям и бюджетникам (а также редких ударов кнутом особо непримиримым оппозиционерам) может продолжаться до бесконечности. Но пряник всё больше черствеет и плесневеет, а замены кнуту всё нет. И показало это «Белое движение» — ценой двух десятков человек, обвиняемых по «Болотному делу». Важно только понимать, что всё вполне может этим и закончиться.
Есть, впрочем, люди, которые вообще считают последовавшие за 5 декабря более массовые (и более «мирные») митинги провалом. Их неправоту убедительно доказал всё тот же ОМОН, разметавший что шествие к ЦИКу 5 декабря, что санкционированное шествие к трибуне разрешённого митинга 6 мая. Российская цветная революция — что год назад, что сейчас — существует только в головах людей, которые весь год твердят о том, что эту самую революцию «слили», и поныне заняты главным образом выяснением того, кто же предательски перенёс митинг с площади Революции на Болотную площадь и похоронил «русский Тахрир».
Оппозиции в России предстоит ещё долгий путь к победе — будь то победа на выборах, как это бывает в демократических странах, или победа моральная, как это обычно происходит в авторитарных странах вроде нынешней России. Судя по недавнему избранию Координационного совета и активной подготовке очередного масштабного «Марша свободы», оппозиция необходимость активных действий понимает. А что марш этот — очередное шествие с белыми ленточками, Дмитрием Быковым и супругами Шац-Лазаревыми во главе — так и на Чистых прудах 5 декабря 2011 года (вернёмся к началу) организаторы ждали всего 300 человек.
Читайте также:
Станислав Белковский: Оппозиция жуликов и воров
Геннадий Гудков: Выборы в Координационный совет оппозиции показали, что власть по-настоящему боится