Как власти и москвичи воюют за место будущей Госдумы
Чиновники сносят жилые дома в московской Мневниковской пойме чтобы освободить площадь под новый Парламентский центр
Чиновники сносят жилые дома в московской Мневниковской пойме чтобы освободить площадь под новый Парламентский центр.
Ситуация с застройкой Мневниковской поймы в Москве, где планируется разместить новый Парламентский центр, рискует повторить скандальные истории со сносом поселка «Речник» и домов в Южном Бутово. Местные жители также боятся попасть под бульдозеры, не получив адекватных компенсаций, – предпосылки к этому уже есть.
Лес чудес
Мневниковская пойма – участок в 350 га недалеко от центра Москвы, имеющий статус особо охраняемой природной территории (ООПТ). Лакомый кусок земли, пусть и с функцией «зеленых легких», неоднократно пытались освоить. В конце 90–х территорию передали скульптору Церетели для строительства «русского Диснейленда».
Проект не состоялся, позднее мэр Лужков предлагал устроить здесь поля для гольфа. Новые столичные власти критиковали прежние за столь кощунственные планы и говорили, что если застройка и будет, то минимальная, в полном согласии с экологией.
[:same:]
Но параллельно началась эпопея с переездом парламента. Депутатов хотели переселить то в Новую Москву, то в Домодедово, а этим летом выяснилось, что мучения парламентариев окончатся здесь, в Мневниковской пойме.
Проект развития территории, обнародованный на днях, предполагает не только появление Парламентского центра, где «ради экономии» объединят под одной крышей СовФед и Госдуму. Но также и около 1 млн кв. м жилья, которого хватит не только на служебные квартиры парламентариев, но и на коммерческую жилзастройку. Плюс предполагается строительство двух станций метро, ледовой арены, серфинг-парка – около 40% ООПТ отводится под застройку.
А большинство нынешних обитателей поймы попадают под снос. Среди них – жители поселка Терехово, существующего с XVII века. Увидев проект застройки, они сильно занервничали.
– Мы уже пережили не одну попытку выселения, часть людей переселили еще под строительство «Парка чудес» Церетели, после в поселке не раз горели дома, – рассказывает глава инициативной группы жителей Виталий Николаев. – В итоге нас осталось здесь 30 домов, и мы не знаем, как власти планируют поступить с нами в этот раз – официально нам ничего не сообщают. В частных разговорах обещали дать всем квартиры в будущих новостройках. Но как быть с землей? На 9 участков мы оформили право собственности, эти земли выделялись нам от местного совхоза в 60–70–х. И после долгих судов и разбирательств в 2010-м нам удалось стать их собственниками.
По закону нам обязаны выделить равноценные участки, мы готовы отселиться в пределах нашего района и даже построиться за свои деньги. Но неофициально нас уже предупредили, что на этих «золотых гектарах» ничего не дадут. Тем, кто выселился при Церетели, дали садовые участки в Подмосковье, они до сих пор не могут оформить их в собственность. Нам таких «подарков» не надо.
[:image:]
Танец разрушения
Собственность на землю удалось оформить не всем жителям Терехово. И они тем более боятся повторить судьбу жителей Южного Бутово – другого района Москвы, где при застройке частного сектора в 2006–м людям давали квартиры, но далеко не всегда компенсировали стоимость приусадебных участков. Чиновники уверяли, что земля гражданам не принадлежит, поскольку выдавалась еще в советские времена – не в частную собственность, а в бессрочное пользование.
– Однако со времен перестройки было принято немало законов, в первую очередь Земельный кодекс, который закрепляет за гражданами право собственности на земельные участки, полученные до 91–го года, – говорит Сергей Волков.
Волков – представитель семьи, владеющей единственным жилым домом в Нижних Мневниках (вл. 179), что попадает в зону строительства Парламентского центра.
– Сам центр будет стоять в 50 метрах, а по нашему дому пройдет дорога, по яблоневому саду – общественно–деловая застройка, – рассказывает Сергей. – Этот дом строил еще мой дед – он прошел всю войну разведчиком, а после решил жить на земле. Землю ему выделил в 60-м году колхоз «Родина», акт о передаче у нас есть. Однако в 98–м, когда всю территорию с «крепостными» передали Церетели, границы частных домо–владений оказались размыты, был сформирован один большой участок в 2,8 млн кв. м.
[:rsame:]
С тех пор делалось все, чтобы не допустить межевания и регистрации прав собственности на землю. В 2005–м нас даже удалили из реестра БТИ, в 2007–м мы добились отмены этого решения. Трижды наш дом пытались поджечь – ведь если уничтожить капитальный объект, право на землю доказать практически невозможно. В преддверии переезда парламента процесс ускорился: нас начали сносить по частям.
В конце марта по решению префектуры на участке демонтировали несколько строений. Хозяев дома обвинили в том, что они организовывали несанкционированные дискотеки. Сергей это отрицает, он уверен, что на своем участке может проводить «культурные вечера».
– Представители управы приехали сносить некапитальные постройки – туалет, террасу, но в их документах к сносу был предназначен и наш жилой дом, – уверяет Сергей. – Чтобы остановить процесс, я подписал бумагу, что снесу все некапитальные строения сам. И обратился в суд. Но еще до его решения в сентябре ко мне снова приехали с тракторами и снесли 80% строений в труху. Эти действия прокуратура округа признала незаконными. А потом фото моих руин чиновники выдавали за несанкционированные свалки – мол, вот как засорена пойма, тем более ее надо срочно застроить.
[:image:]
Лучшее – избранным
Сергей продолжит отстаивать свое право на участок в судах. Пока ему остается только завидовать владельцам ресторана через дорогу, который остается на своем месте – надо же депутатам где-то столоваться после работы. Соблюдут интересы и «любимых байкеров президента» – клуб «Ночные волки» перенесут на другой участок неподалеку. Это решение было озвучено еще осенью, а вот участь простых жителей Терехово и Нижних Мневников до сих пор туманна. На соответствующий запрос в департамент градостроительства нам не ответили.
– Хотя простых собственников закон защищает на 100%, тем более если есть документ, выписанный им в момент передачи участка – от того же колхоза и пр., – считает лидер «Яблока» Сергей Митрохин. – Пакет законов о «дачной амнистии» также устанавливает их права на придомовые участки. Увы, когда речь идет о какой-нибудь грандиозной застройке, власть нередко попирает закон, права сложно реализовать даже в судах. Если бы все было по закону, на этой территории уже давно бы оформили всем жителям права на участки.
[:same:]
На недавних слушаниях в Госдуме Митрохин вообще предложил отказаться от переезда парламента, «чтобы не раздражать общество тем, что депутаты в такие тяжелые времена улучшают свои служебные условия». Действительно, время непростое. А по оценкам экспертов, на постройку Парламентского центра нужно 500–700 млн $. Власти уверяют, что бюджетные средства не понадобятся – всё оплатят инвесторы, которым взамен передадут старые здания ГД и СовФеда. Однако эти площади еще потребуют реновации и не принесут новым владельцам мгновенных доходов.
В качестве вероятного инвестора называлась «коалиция банков» во главе со Сбербанком. Банки, даже с госучастием, тяжелые времена тоже не миновали. Но, как говорят в Госдуме, решение принято и согласовано с президентом. Проект застройки будет утвержден в 2015–м, в 2016–м начнется строительство.
Пару месяцев назад столичные чиновники заявили СМИ, что не собираются повторять ошибки предшественников в Бутово и «Речнике» – все собственники, подпадающие под застройку, получат компенсации по рыночной стоимости. Однако жители Терехово и Нижних Мневников все равно намерены выйти на свой первый митинг. Чтобы заранее подстраховаться от случайных поджогов и сносов.