Что творится за глухим забором Михайловской обители
В поселок Победа под Пензой едут из разных концов страны, но не все, увы, возвращаются. В конце октября там нашли тело 36-летнего послушника Михайловской обители, и о загадочном месте, спрятанном за высоким забором, заговорили снова
В поселок Победа под Пензой едут из разных концов страны, но не все, увы, возвращаются. Намедни там нашли тело 36-летнего послушника Михайловской обители, и о загадочном месте, спрятанном за высоким забором, заговорили снова.
[:same:]
«Нечего у нас делать!»
От Пензы до Победы – 20 километров дороги и густой лес. В центре поселка возвышается Успенская церковь – приход Пензенской епархии, при ней часовня с могилой местного жителя Михаила Шумилина, а через дорогу постройки Михайловской обители: часовня, недостроенный храм, домики и ангары – все это за каменным забором. Из-за него можно разглядеть купола и кресты, поэтому трудно предположить, что это не монастырь, а частное домовладение, и удивляет кодовый замок на железной двери. На звонок открывает женщина, сканирует меня взглядом и на просьбу впустить отрезает:
– Нечего вам у нас делать. Вам говорили, что мы – секта? Ну и идите своей дорогой!
Дорога одна, и ничего не остается, как вернуться к Успенской церкви. К ходокам в обитель тут привыкли. В выходные верующие приезжают автобусами, однако пускают за железные ворота, как рассказывают местные, только тех, кого знают в лицо или кто выглядит «богато». Паломники заказывают службы и работают «во благо» – по слухам, на износ.
– Они не зарегистрированы, к РПЦ отношения не имеют, хотя в литургиях упоминают Патриарха и епископа и делают вид, что они – часть церкви, – говорит настоятель Успенского храма Алексей Киреев.
[:image:]
Обитель за глухим забором
Михайловская обитель расцвела под носом РПЦ восемь лет назад. Впрочем, начало ей было положено еще в 1930 году, когда в Пензе родился Михаил Шумилин, будущий старец Алексий. У мальчика был паралич, он плохо говорил, но мать научила его молиться.
Вместе с ней Миша жил на квартирах у верующих, которые почему-то решили: у парня дар прозорливца. Вокруг сложился круг почитателей, они купили Шумилину домик рядом с Пензой. Тот постригся в монахи, принял новое имя – Алексий, и почитателей у него стало еще больше. Самые преданные селились в Победе рядом с «пензенским старцем Алексием», как в народе окрестили Шумилина.
– В отличие от своих последователей, Шумилин не отделял себя от церкви, – рассказывает настоятель Успенского храма Алексей Киреев. – Он посещал службы, исповедовался и причащался.
Алексий пожертвовал на сруб и иконостас для Успенского храма. В 2005 году, перед смертью, старец попросил похоронить его рядом с храмом, где теперь и лежит. После смерти к Шумилину продолжили ходить люди, но уже на могилу. В часовне всегда свечи, цветы и песок, который якобы исцеляет от болезней. Почитатели, обосновавшиеся в поселке, тоже никуда не делись: огородились забором и стали называть себя Михайловской обителью. К ним тоже потянулись люди. Вроде бы зачем рваться в обитель за забором, когда могилка старца – вот она, подходи, никто не запрещает и денег не берет?..
– Это же святое место! – удивилась вопросу Лилия Ивановна из Подмосковья, которая в обители бывает часто. – Там дом, где батюшка жил. Да и что плохого: там церковь государственная, тут – частная.
Управляют «частной церковью» два человека – отец Рафаил и отец Гавриил. Рафаил – бывший программист Александр Жуков, Гавриил – Григорий Алексеев, бывший милиционер. В духовной семинарии не учились и епископом на служение не благословлялись. Есть еще третий человек – Геннадий Емельянов, автор «жития» старца Алексия. В прошлом Емельянов занимался тем, что писал книги о другом «святом» – Славике Чебаркульском.
[:image:]
Спасение через батрачество
В самой Победе, несмотря на бесконечный поток паломников, про обитель всегда ходили нехорошие слухи. Мол, сектанты заставляют людей уходить от мира и продавать недвижимость, а те потом обратно вернуться не могут. Вплотную занялись обителью недавно, когда в лесу нашли тело послушника.
36-летнего Сергея Мурина из Крымска обнаружили в лесу висящим на дереве. Полгода назад мужчина уехал в поселок и перестал отвечать на звонки близких.
– Сережа был очень верующим, – вспоминает мама Сергея Надежда Мурина. – Об обители и старце он узнал из книг, которые распространяются у нас в Краснодарском крае (и не только там. – Авт.). Он вычитал, что каждый может спасти душу, если будет трудиться в обители. Распространитель литературы агитировал его поехать, и Сережа согласился.
[:rsame:]
Мурин был убежден: михайловцы – православные. Правда, его смущало, что послушников заставляют работать в церковные праздники и запрещают общаться с родными. Сергей батрачил в одном из скитов, которые, как он рассказывал матери, разбросаны по области: кормил коров, запасал сено. Денег не получал.
– Виновного Бог накажет, – говорит Мурина.
Суд Божий, может, и накажет, а с человеческим – вопрос. После скандала вокруг гибели послушника ничего в Победе не изменилось. Епархия заявляет, что обитель – секта, Шумилин – не святой и не пророк, а просто добрый прихожанин. Однако паломники и послушники толпами идут мимо храма в обитель, которая прячет «спасение» за крепко запертой дверью. Вот только старец Алексий туда не звал – он звал в храм.
/Официально
«Ничего сделать не можем»
Ситуацию с деятельностью Михайловской обители комментирует Ольга Евдокимова, руководитель пресс-службы УМВД России по Пензенской области:
– Мы проводили в обители обыски, но выявили только нарушения миграционного законодательства. Заявлений от бывших адептов к нам не поступало. Мы уверены, что это секта, но ничего сделать не можем. В 2007 году суд выносил постановление о сносе незаконных построек на территории обители, но адепты пригрозили самосожжением, и их оставили в покое.