Во что российские власти превратят знаменитый Крымский заповедник

Многие объекты крымской недвижимости сейчас активно национализируются в пользу российских ведомств. Санатории, пансионаты, детские лагеря. Но не только они

Фото: Замир Усманов / Russian Look

Многие объекты крымской недвижимости сейчас активно национализируются в пользу российских ведомств. Санатории, пансионаты, детские лагеря. Но не только они. К примеру, на баланс Управления делами президента (УДП), помимо госдач и резиденций, неожиданно «зачислили» и Крымский природный заповедник — крупнейший в регионе. Что тут же вызвало подозрения у экологов.

— Это беспрецедентное и противозаконное решение: по закону заповедниками, нацпарками занимается только Минприроды, — говорит глава российского Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин. — Для УДП это очевидно непрофильный актив. У них нет ни научного штата, ни возможностей для нормальной работы заповедника.

В УДП на это отвечают, что «сегодня возможностей нет, а завтра есть», и вообще круг вопросов ведомства «очень широк», так что и в заповедниках тут скоро разберутся. Но обойдется ли тут без вреда природе?

На самом деле этот объект и при прежней власти был «заповедником первых лиц». До отделения Крыма единственный из всех природных объектов состоял на балансе Госуправления делами президента Украины. И в составленном в прошлом году экологами рейтинге «самых блатных заповедников Украины» Крымский природный взял гран-при, поскольку в заповеднике постоянно организовывались охоты для высокопоставленных чиновников — за год последние отстреливали по 15 оленей и 10 кабанов. Происходила незаконная вип-рыбалка, а также «масштабный незаконный туризм и массовая заготовка леса и сена». Начнут ли там заготавливать сено российские випы, сказать трудно, но вот «царской охотой» и рыбалкой могут и не побрезговать.

— Будет такая заповедная зона для особых людей. Может, дворцы начнут строить, — предполагает Игорь Честин.

В любом случае, происходящее в заповеднике новые кураторы вполне смогут скрыть от любопытных глаз общественников. Хотя последних гораздо больше волнуют судьбы других природных объектов Крыма.

— Крымский заповедник был в целом в нормальном состоянии, никто там ничего не строил. Случались «царские охоты», приезжали президентские гости, на эти периоды объект закрывался, но это были разовые явления, — говорит глава Крымской ассоциации «Экология и Мир» Андрей Артов. — С одной стороны, и сейчас есть вероятность превращения заповедника в охотничье хозяйство для вип-персон, с другой — там будет нормальная охрана и достойное финансирование. Сотрудники заповедника в принципе позитивно относятся к передаче объекта. Тем более, что это пока единственный природоохранный объект, переданный в федеральную собственность.

Все остальные заповедники и нацпарки Крыма остаются в ведении крымских властей — что также противоречит законодательству.

— Минприроды еще весной подготовило все документы, чтобы, как положено, принять эти объекты на баланс, — рассказывает Игорь Честин. — Однако после было профильное заседание под председательством [вице-премьера Правительства РФ Дмитрия] Козака, и премьер-министр Крыма в резкой форме заявил, что отдавать ничего не намерен. И уже идут слухи о грядущих застройках на этих территориях.

Региональный уровень снижает статус заповедников и нацпарков: если они не относятся к федеральной собственности, их можно гораздо вольготнее использовать под застройку, «рекреацию» — то бишь, то же самое строительство туристических коттеджей, яхт-клубов, гостиниц и прочего. А также под сельское хозяйство. Ранее спикер Госсовета Крыма [Владимир] Константинов уже предложил перепрофилировать два заповедника, заявив, что «они были созданы с непонятной целью, а люди лишились мест для выпаса скота».

— Думаю, что это было скорее предвыборное заявление. Мы делали специальный запрос на эту тему, нам официально ответили, что заповедный статус объектов не аннулируют, — говорит Андрей Артов. — Хотя риски, конечно, остаются. Еще при Украине многие участки заповедных земель были розданы под застройку, и люди, которые этим занимались, и сейчас сохранили свои интересы.

При Украине заповедники все же имели федеральный статус, хотя и это их не спасало. К примеру, по данным экологов, заповедник Медоборы превратили в «образцовый лесхоз» — заготовка древесины велась на 80% территории. Крупнейший Ялтинский горно-лесной заповедник также становился вотчиной для вип-охотников, там строились и те самые частные «дворцы» чиновников.

Защитники природы опасаются, что при нынешнем региональном подчинении объектов использовать заповедники в своих целях властям станет намного легче.

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика