29.03.2017

Раскол в СПЧ из-за "Димона": какой по очереди?

Sobesednik.ru вспоминает историю конфликтов и разногласий в президентском Совете по правам человека (СПЧ)

Фото: Михаил Федотов // Global Look Press

Sobesednik.ru вспоминает историю конфликтов и разногласий в президентском Совете по правам человека (СПЧ).

Группа членов СПЧ на днях опубликовал заявление об антикоррупционных митингах протеста 26 марта и действиях полиции на этих мероприятиях. Между тем председатель Совета Михаил Федотов навестил сотрудника полиции, пострадавшего якобы от действий протестующих, в больнице, и осудил «вывод людей на несанкционированные акции».

Это далеко не первый случай, когда члены Совета расходятся во мнениях на некоторые события и эта дискуссия выходит в публичное поле.

Совет при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека был создан в ноябре 2004 года. Первый его состав возглавила Элла Памфилова (позднее она была Уполномоченным по правам человека при президенте, сейчас возглавляет Центризбирком РФ).

Одним из первых скандалов, связанных с деятельностью Совета, стала история с акциями прокремлевского молодежного движения «Наши» против журналиста и правозащитника Александра Подрабинека. Активисты пикетировали дом, где жил Подрабинек, так как были недовольны его статьей о снятии вывески с шашлычной «Антисоветская» по распоряжению префекта САО Москвы Олега Митволя.

Совет при президенте опубликовал заявление, в котором называл «незаконной и аморальной» «кампанию травли... организованную безответственными авантюристами из МДАД "Наши"» и усматривал в этой кампании «очевидные признаки экстремизма».

Ряд членов Совета заявили о несогласии с выраженной в тексте заявления позицией. Среди них были журналисты Алексей Пушков, Владимир Легойда и Валерий Фадеев, кинорежиссёр и писатель Сергей Говорухин.

Депутат Госдумы Роберт Шлегель, ранее связанный с движением «Наши», предложил Госдуме рассмотреть вопрос об отставке Памфиловой с поста главы Совета. Между тем прокуратура, проведшая проверку по обращению Памфиловой, в деятельности «Наших» признаков экстремизма не обнаружила.

Новый состав Совета был сформирован указом президента Дмитрия Медведева в феврале 2011 года, возглавил его вновь секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, сменивший Эллу Памфилову полугодом раньше. Тогда Памфилова покинула Совет, решив, по собственным словам, «взять тайм-аут».

В декабре 2011 года журналистка Светлана Сорокина и правозащитница Ирина Ясина заявили, что выходят из состава Совета по правам человека при Президенте из-за «фальсификации итогов выборов в Государственную думу и грубую расправу над участниками протестных митингов». «Три года работы совета при президенте Медведеве убедили нас в том, что уважение прав и свобод граждан России не являются приоритетом в деятельности российского президента и его команды», — говорилось в заявлении экс-членов Совета.

Сразу несколько членов Совета добровольно сложили свои полномочия в июне 2012 года, вскоре после вступления в должность вновь избранного президента Владимира Путина. При этом СМИ указывали на «нежелание работать с Путиным» как на причину такого шага.

Двумя неделями позже было объявлено об изменениях в порядке формирования СПЧ: кандидатов на замещение вакантных мест должны были предлагать общественные организации, затем кандидатуры поступали на рейтинговое голосование в Интернете, результаты которого представлялись на утверждение Президенту. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева объявила о выходе из состава СПЧ прямо на пресс-конференции, на которой она узнала о новом порядке формирования Совета, и за короткое время ее примеру последовали около десятка коллег.

Председатель Совета Михаил Федотов признавал, что новый порядок формирования может поставить под угрозу работоспособность Совета, но при этом добавлял, что «таким способом можно формировать весь Совет заново, тогда нет проблем».

В итоге вакантные места в СПЧ были замещены в ноябре 2012 года, причем некоторые из тех, кто летом объявил об отставке, вернулись в состав Совета, так как «система ротации, которую мы в конечном счете выработали, всех устроила», рассказывал Михаил Федотов. По его словам, некоторые из ушедших были «готовы работать в обновленном совете с Путиным. Но они не готовы работать в совете бог знает с кем». Тогда же в состав СПЧ вошел правозащитник Александр Брод, который во время интернет-голосования по кандидатурам новых членов Совета даже объявил голодовку в знак протеста против новой процедуры избрания.

28 марта член Совета по правам человека, журналист Елена Масюк рассказала о новых разногласиях внутри СПЧ:

[:image:]

«С вечера воскресенья и весь понедельник в рассылке Совета... я пыталась побудить своих коллег выступить с оценкой произошедшего в воскресенье на всероссийской акции протеста. Я направляла в рассылку свидетельства задержанных, пострадавших — тех, кого ОМОНовцы били дубинами по голове, животу, ногам. Я предложила срочно создать рабочую группу СПЧ по сбору информации, анализу и подготовки публичного доклада по акции протеста. Но коллеги по СПЧ молчали. Лишь несколько членов Совета меня поддержали <...> Председатель Совета Михаил Федотов выступил против создания рабочей группы и поехал не к задержанным в ОВД, не к избитым полицией гражданам, а к единственному пострадавшему полицейскому. Поехал с медом и чаем».

Также Масюк опубликовала заявление группы членов СПЧ «О митингах и демонстрациях в ряде городов Российской Федерации 26 марта 2017 г.», в котором, в частности, критикуется «практика немотивированных отказов в проведении публичного мероприятия» и утверждается, что «26 марта 2017 г. действия полиции — вынужденной исполнять приказ и действовать против мирных участников мероприятия, совсем не мирными средствами — никак нельзя признать корректными».

«Судя по многочисленным свидетельствам очевидцев и видеозаписям, в подавляющем большинстве случаев задержанными оказывались люди, которые не вели себя агрессивно и не совершали каких-либо действий, угрожавших общественному порядку. Чаще всего единственным поводом для задержания было попадание в поле зрения сотрудников полиции... В ряде случаев задержанные были избиты. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке и других городах количество задержанных превысило тысячу человек. Такого еще не было в последние десятилетия», — говорится в заявлении, под которым стоят подписи 17 из 52 членов Совета, в том числе Елены Масюк, Николая Сванидзе, Игоря Каляпина, Леонида Парфенова, Максима Шевченко и Ирины Хакамады.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика