Николай Сванидзе: Санкции РФ против ЕС и США смертельно опасны для большей части населения

Российский тележурналист, историк, член Общественной палаты РФ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Николай Сванидзе обсудил с нами вероятность новых запретов и дал неутешительный прогноз ситуации для российского общества.

Фото: Global Look Press

7 августа Российская Федерация ввела запрет на ввоз мяса, птицы, рыбы, овощей, фруктов, а также сыров и молочных продуктов из США, Канады, Австралии, стран ЕС и Норвегии. По мнению многих экспертов, эти «продуктовые санкции» — на самом деле «антисанкции», гибельная мера для российских же граждан; иными словами, мы, возможно, сами пилим сук, на котором сидим.

19 августа появилась информация о возможности введения вскоре новых санкций России против Запада. На сей раз пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил ранее появившуюся у журналистов информацию о том, что Кремль разрабатывает варианты дополнительных мер. Однако новые запреты пообещали не вводить до тех пор и в том случае, пока (и если) Запад сам первый не примет новые санкционные меры.

Российский тележурналист, историк, член Общественной палаты РФ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Николай Сванидзе обсудил с нами вероятность новых запретов и дал неутешительный прогноз ситуации для российского общества.

— Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что официальная Москва прорабатывает дополнительные ответные меры на тот случай, если Запад в будущем продолжит политику санкций. Что Вы по этому поводу думаете?

— Я думаю, что это нужно воспринимать так, как это и было сказано. То есть если будут санкции со стороны Запада, последуют ответные санкции России. Но Москва сама, то есть первая, вводить не будет.

Другой вопрос — насколько они будут эффективными, в какой мере они ударят по Западу, а в какой мере ударят по самой России. Но поскольку Россия решила отвечать на санкции какими-то своими — но уж какими-никакими, но своими, — то я думаю, что она это сделает.

— Ранее появилась информация о том, что правительство разработало ряд мер по ограничению импорта промышленной продукции.

— Я не совсем себе это представляю. Там шла речь, в частности, о двух направлениях: об автомобильном и медицинском направлениях.

Автомобильное направление — честно говоря, я не совсем себе представляю, как это будет выглядеть, потому что вся страна ездит на иномарках, в частности, всё высшее сословие ездит на иномарках. Могут сделать так: могут запретить ввоз иномарок, которые собираются за рубежом, и оставить те, которые собираются на территории России. Это могут сделать.

Но это очень сильно ударит не только по наиболее состоятельным людям, но и по среднему классу. Тем не менее, это возможно. Судя по вводу продовольственных санкций, руководство страны не боится принимать меры, которые ударят по собственному населению тоже.

Что касается санкций медицинских, то это кошмар, потому что если они будут введены, то это значит, что стране просто нельзя будет болеть. Страна не производит медицинского оборудования, за исключением самого элементарного.

Одно дело — выбор между Volvo и «Жигулями», который неприятен, если он в сторону «Жигулей», но не смертельный. А с другой стороны — отказ от ввоза лекарств. То есть санкции России против Запада реально оказываются смертельно опасными для большей части населения.

— Какого рода тогда российские санкции должны быть, чтобы действительно ударить по Западу, при этом, не нанеся вред самой РФ?

— Скажу две вещи. Во-первых, я не собираюсь никому подсказывать никаких санкций. Я думаю, что есть огромное количество людей, которые разбираются в этом лучше, чем я сам.

Во-вторых, вряд ли можно придумать какие-нибудь ответные санкции со стороны России, которые больше ударят по Западу, чем по самой России. Главный элемент российского экспорта — энергоносители, отказываться от их экспорта Россия не собирается, следовательно, Россия будет бить не по экспорту, а по собственному импорту. Значит, так или иначе удар по какой-то западной экономической отрасли ударит по очень большой части российского населения.

Например, если мы бьём по норвежским производителям лосося, добытчикам и производителям лосося, то здесь, в России, мы бьём по очень большой части населения, которая сразу столкнётся с большим повышением цен на продукт. И так будет с любой санкцией, поскольку при очень большой экономической диспропорции между Россией и объединённым Западом — а уровень экономического развития соотносится как 1 к 15 как минимум — соответственно любая санкция со стороны России автоматически ещё больше ударит по самой России. В этом нужно отдавать себе отчёт, и, я надеюсь, в этом отчёт отдаётся.

— А подобные прецеденты были в истории?

— Вообще прецеденты, связанные с экономической блокадой, попытками экономической блокады? Скажем, Наполеон пытался учинить экономическую блокаду в Англии — и это ударило сильно по Наполеону. В новейшей истории мы знаем один удачный пример экономической блокады — ситуация с Ираном. В результате чего Иран, в общем, отказался от своей ядерной программы.

— В СССР тоже были попытки экономической блокады?

— В Советском Союзе была совершенно другая экономика: не рыночная, а тоталитарная государственность. И сравнивать экономику Советского Союза с рыночной, пусть худо-бедно работающей, невозможно. К тому же, Россия не Советский Союз, а гораздо меньше. Нет социалистической системы, а значит, ещё меньше. И плюс Россия встроена в мировую систему разделения труда. Советский Союз был в значительно меньшей мере от неё зависим, и потребности людей были гораздо меньше. Сейчас всё-таки они выше, поэтому по всем этим параметрам сравнивать Россию с Советским Союзом сложно.

— В связи с тем, что всё это будет ударять по российским гражданам и политики это прекрасно понимают, есть ли вероятность того, что в скором времени ответные санкции России, например запрет на ввоз продовольствия из Европы, будут отменены? Или более вероятно какое-то иное развитие ситуации с ними, как Вам кажется?

— Знаете, сами люди, которые эти ответные санкции вводят, не исключают, что в скором времени они будут отменены. Но дело в том, что для этого нужно какое-то улучшение ситуации, связанной с Украиной. Я думаю, что тогда все с удовольствием отменят санкции.

Но отменить-то «продуктовые санкции» отменят, но уже потоки будут перенаправлены. Скажем, если те же упомянутые условные норвежские рыбаки или производители лосося будут продавать товар уже не в Россию, а в другую страну, так они и будут продолжать продавать их в другую страну. Это во-первых.

Во-вторых, цены уже будут подняты. И подняты очень серьёзно. Поэтому к прежней точке возврата уже не будет.

— Даже через какое-то время, пусть и продолжительное?

— Возврата к прежней точке не будет уже никогда!

 

 

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика