В чем сила, амиго?
Имя американца Эдварда Сноудена уже полтора месяца не сходит с первых страниц газет всего мира, однако бывший сотрудник ЦРУ – не единственный источник скандальных разоблачений этого лета
Имя американца Эдварда Сноудена уже полтора месяца не сходит с первых страниц газет всего мира, однако бывший сотрудник ЦРУ – не единственный источник скандальных разоблачений этого лета.
В нескольких крупных российских изданиях появились резонансные материалы без указания автора, но под единым грифом Стрингерского бюро международных расследований (СБМР). Чтобы выяснить, кто стоит за этой аббревиатурой (по-английски – FBII), мы вышли на представителя бюро в России Андреса Бельо Родригеса.
Боремся с американской подачей информации
Андрес – колумбиец, несколько лет живет в Москве и неплохо говорит по-русски. Несмотря на явно журналистскую природу СБМР, сам он к журналистике не имеет никакого отношения.
– Все началось с небольшого сообщества неудовлетворенных существующим положением вещей интеллектуалов – университетских преподавателей, адвокатов, студентов, политологов... Всех их объединяло одно – желание если не исправить, то, по крайней мере, дать какой-то импульс для изменения сложившейся информационной ситуации. Многие из них каждый день сталкивались с фактами нарушения прав человека, организации наркотрафика, нарушения международного права, за которыми в той или иной степени стоят США. Когда количество собранной информации превысило критическую массу, встал вопрос, как донести эти сведения до максимального количества людей во всем мире. Тогда и оформилась идея Стрингерского бюро международных расследований.
Моя задача в России – наладить контакты с изданиями, доставить материалы в редакцию, обеспечить работу русской части сайта fbii.org. Сайт у нас на трех языках – испанском, английском и русском, нужно быстро все переводить, синхронизировать работу с другими отделениями.
– И ради чего вы всё это делаете?
– Много лет главным игроком на мировом информационном поле являются США. Фактически они диктуют правила игры – о чем можно говорить, о чем нельзя, какие политики хорошие, какие плохие, какие страны демократические, какие нет. В результате люди видят однобокую картинку: США – сказочная страна, где все живут в красивых домах, с подстриженными газонами, арабский Восток – лагерь по подготовке террористов, а Южная Америка – большая плантация по выращиванию наркотиков. Вот с этой «американской версией» подачи информации мы и боремся.
Приведу пример: компании, связанные с правительством США, добывают в странах Латинской Америки полезные ископаемые и нарушают все экологические нормы, варварски уничтожают природу. Однако эти факты не предаются огласке, потому что США контролируют правительства этих стран, и экологическая катастрофа замалчивается.
– Авария в Мексиканском заливе освещалась во всех новостях.
– Она произошла на территории США, и скрыть это было невозможно. А когда то же самое происходит в Колумбии, об этом не знает никто. Другой пример: Агентство по борьбе с наркотиками США работает так «хорошо», что, когда его деятельность запретили в Боливии, производство кокаина в стране уменьшилось вдвое. А вторжение войск США в Афганистан сопровождалось там десятикратным увеличением выращивания опийного мака.
– Сейчас вы говорите об одном из ваших расследований?
– Да, наши информаторы побывали на афганских маковых плантациях и в лабораториях по производству героина, где обнаружили американские химикаты и компоненты. США поставляют их в Афганистан по различным программам помощи, но никак не контролируют использование, в результате химикаты идут прямиком к наркобаронам.
Pаботаем по всему миру
– Где еще работают ваши информаторы?
– Фактически по всему миру, но главное внимание мы уделяем горячим информационным точкам. Дело в том, что если нам удается что-то раскопать, например, в Индонезии, то это вряд ли будет кого-то волновать в Европе или Америке. Но когда внимание всего мира и без того приковано к гражданской войне в Сирии, информация из этого региона заведомо вызывает значительно больший интерес.
Недавно мы провели шокирующее расследование в соседнем Ираке. Применение американцами во время войны запрещенного международными соглашениями оружия привело к тому, что сегодня иракский город Фаллуджа – район гуманитарной катастрофы. Там самый высокий уровень заболевания раком в мире, а женщинам советуют не беременеть, потому что слишком велика вероятность рождения детей с патологиями. На фотографии из местных больниц невозможно смотреть без содрогания.
А в самих Соединенных Штатах мы обнаружили лагерь исламистов. Это потрясающе – в штате Нью-Йорк есть закрытое поселение, которое называется Исламберг, куда могут попасть только члены местной исламской общины. Наш доброволец попробовал пробраться на закрытую территорию, но его выгнали и разбили камеру. Известно, что это лагерь террористической организации «Джамаат аль-Фукра», жители соседних городков в ужасе, однако ФБР при этом ничего не предпринимает. Поневоле задаешься вопросом: почему? Что делают террористы в США?
– То есть вы работаете в том числе и в США?
– Конечно. Американцы очень гордятся своей свободной прессой, но как-то забывают, что она свободна до тех пор, пока не затрагиваются интересы владельцев СМИ. А в США бизнес очень прочно связан с политикой, поэтому все СМИ так или иначе контролируются политическими структурами. Но в Штатах достаточно мыслящих людей, которые чувствуют себя ущемленными и стремятся рассказать то, что они видят вокруг и не видят в телевизоре.
Ведь большинство жителей других стран судят о США по красивым голливудским фильмам, видят только парадный фасад. При этом каждый шестой гражданин этой страны получает продовольственную помощь. То есть количество людей, равное населению Украины, в США не могут прокормить себя без помощи правительства. Еще больше людей, когда у них болит зуб, не могут пойти к дантисту, потому что у них нет страховки, а без страховки лечение стоит тысячи долларов. В США самое большое количество заключенных, а владельцы частных тюрем «стимулируют» судей давать максимальные сроки – чтобы тюремные корпорации могли больше заработать. В американских тюрьмах, кстати, самый высокий уровень сексуальных преступлений, а что творят охранники в Гуантанамо – это вообще ужас. Бывший заключенный этой тюрьмы рассказал нам просто чудовищные вещи.
Люди вроде Сноудена встречаются редко
– Какие еще расследования вы ведете?
– Их довольно много, но для России наибольший интерес представляет деятельность нашего восточноевропейского офиса. Например, продолжающаяся холодная война в бывшей Югославии. Сейчас сложно разобраться, кто 20 лет назад был прав, кто виноват – это была братоубийственная война, хороших парней там не было. Но сейчас мы видим на этой территории геноцид по религиозному признаку. Православных открыто выдавливают из их домов.
Или более современная история – конфликт между Россией и Грузией. Сейчас в Тбилиси меняется власть, люди перестают бояться и начинают говорить о том, кто стоял за теми событиями, кому была выгодна эта война, почему в грузинскую армию поставили огромное количество американского оружия, а солдат тренировали инструкторы из США и Израиля.
– Вряд ли власти на местах содействуют вам.
– Да, у нас уже было несколько неприятных инцидентов, но мы готовы к этому. Любое расследование – большой труд. Крайне редко находятся люди вроде Эдварда Сноудена, готовые поступиться собственным благополучием ради раскрытия нелицеприятной для США информации.
– Так кто же занимается этим?
– В любой стране есть люди, которым не все равно. Это настоящие подвижники – своим долгом они считают докопаться до правды. Слава Богу, таких людей достаточно в любой части света, и мы практически везде находим единомышленников. Хотя это не значит, что мы не заинтересованы в поиске новых стрингеров. Если у кого-то есть важная информация, он может связаться с нами через наш сайт fbii.org. Чем больше нас будет, тем прозрачней будет мировая информационная сфера.
Смотрите фотогалерею 5 неизвестных фактов об Эдварде Сноудене [ФОТО]
Читайте также:
и другие подробности СКАНДАЛА ВОКРУГ ЭДВАРДА СНОУДЕНА