Золотые рельсы
Принято считать, что железные дороги в России – институция сугубо общенародная. Если бы так! ОАО «РЖД» и в самом деле принадлежит государству. Но ведь ОАО «РЖД» и просто РЖД (без кавычек) – вещи несколько разные. Сами смотрите.
Принято считать, что железные дороги в России – институция сугубо общенародная. Если бы так! ОАО «РЖД» и в самом деле принадлежит государству. Но ведь ОАО «РЖД» и просто РЖД (без кавычек) – вещи несколько разные. Сами смотрите.
Кто катает
Даже формально не все железные дороги у нас принадлежат одноименной госкомпании, есть и частные. Свои рельсы, например, имеются у олигарха Владимира Потанина (Норильская железная дорога). А часть «Ямальской железнодорожной компании» досталась в собственность ее гендиректору Якобу Крафту, по совместительству мужу главного бухгалтера «РЖД» Галины Крафт.
И даже по государственным рельсам ходят вполне себе коммерческие поезда. Как правило, это либо скоростные электрички, либо пассажирские экспрессы категории люкс для состоятельных пассажиров (вроде дальневосточного «Золотого орла»).
– У нас контингент интеллигентный, – гордятся в компании «ТрансГрупп АС», которая еще в 2004 году запустила первый в России частный электропоезд на участке Москва – Калуга. Вслед к нему присоединились «Аэроэкспресс», «Мегаполис» и международный L-Expresis. Сама «ТрансГрупп АС» принадлежит олигарху Искандеру Махмудову со товарищи.
А вот за составом «Гранд Экспресс» маячит, например, фигура Кирилла Ковальчука, сына друга главы «РЖД» Владимира Якунина. Через фирму «Желдорконсалтинг» он связан с управляющей этим поездом компанией «Гранд Сервис Экспресс». Эта компания и получает сливки с самого лакомого в стране направления Москва – Питер.
Кто грузит
Постепенно «РЖД» уступает частникам и прибыльные грузовые перевозки. Сейчас госмонополии принадлежит лишь 41% грузовых вагонов, так что монополией на этом фронте ее можно назвать весьма условно.
Здесь Якунина все больше теснит второй по богатству россиянин Владимир Лисин: сегодня у него в кармане почти 200 тысяч вагонов (каждый пятый вагон страны). Причем большую их часть он получил в конце прошлого года. Тогда на формальном конкурсе «РЖД» продало олигарху 75% «Первой грузовой компании» всего за 4 миллиарда долларов, хотя собиралась выручить 6,5 миллиардов…
Конкуренцию Лисину на грузовых терминалах составляет компания Global Trans, за которой стоят люди, связанные с владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым и советником президента (бывшим министром транспорта) Игорем Левитиным.
Набирает вес и давний знакомый Путина Геннадий Тимченко. Младший сын Якунина Виктор одно время работал у Тимченко юристом. При этом у самого ОАО «РЖД» в последнее время не хватает грузовых вагонов, и оно вынуждено арендовать их у новых собственников.
Кто стелет
Даже прачечные «РЖД» не так давно были переданы в аренду на 15 лет нескольким приглянувшимся частным компаниям. Одной из них оказалась «Риквэст-сервис», которую участники рынка связывают с Валерием Филатовым, бывшим президентом и совладельцем футбольного клуба железнодорожников «Локомотив».
За «Мехпрачечной ЮУЖД» стоит тоже не чуждый «РЖД» человек – Вячеслав Шеянов. Еще в лихие 90-е он создал общий бизнес с начальником Куйбышевской железной дороги Анатолием Левченко.
Другую прачку – «Пассажир сервис» – создали компании «Северстальтранс» (теперь она преобразована в «Н-транс») и «Дормашинвест». В первой из этих фирм до прихода в правительство работал Игорь Левитин, а вторую создала дочь Левитина Юлия.
К слову, стоимость услуг железнодорожных прачечных в четыре раза выше среднерыночных.
Кто кормит
Сейчас по России бегает около тысячи вагонов-ресторанов и вагонов-кафе. Больше половины из них также переданы в аренду, и арендаторы устанавливают на дорожный паек свои цены, зачастую заоблачные.
Всего таких арендаторов – пара дюжин. В прошлом году в их числе оказалось ООО СП «Евразия-Центр», учрежденное узбекской епархией РПЦ. Как стало известно, на момент тендера в ее руководстве находился экс-руководитель управления питания пассажирской дирекции «РЖД» Геннадий Пивоваров. В конкурсе это ООО победило, несмотря на уже имевшийся перед монополией долг.
В прошлом же году Федеральная антимонопольная служба разрешила «Федеральной пассажирской компании» («дочке» «РЖД») создать совместное предприятие с фирмой «Единая сеть питания», которая поставляет еду пассажирам скоростного «Сапсана». В это СП должны войти все вагоны-рестораны «РЖД», и у компании есть реальные шансы стать монополистом в этой сфере. «Единая сеть питания» принадлежит бизнесмену Искандеру Махмудову (речь о нем уже шла выше) и ресторатору Михаилу Зельману.
– Других претендентов мы не рассматривали, – признался глава ФПК Михаил Акулов.
Кто строит
Тот же Махмудов с партнерами контролирует и ЗАО «Трансмашхолдинг», крупнейшую в России компанию в области транспортного машиностроения. Поставляет «РЖД» электровозы, тепловозы, дизели, грузовые и пассажирские вагоны, ремонтирует их.
Дороги для «РЖД» строит СК «Мост». Прежде ее контролировали миллиардеры Владимир Костылев и Евгений Сур, связанные с Игорем Левитиным. После ухода Левитина из Минтранса «Мост» приобрел Геннадий Тимченко. Кроме него, рельсы по стране прокладывает «Балтийская строительная компания», в которой прежде работал Олег Тони, нынешний вице-президент ОАО «РЖД» по стройкомплексу. Соучредителем той же компании был, кстати, сын двоюродной сестры Путина Михаил Шеломов.
Еще крупные подряды для «РЖД» выполняют фирмы Владимира Васильева. Этот предприниматель известен общим с Владимиром Якуниным хобби – они создали совместную компанию «Настоящая охота». А старший сын Якунина Андрей при поддержке «дочки» «РЖД» «Желдорипотеки» строит гостиницы и жилые дома у вокзалов. Возглавляет «Желдорипотеку» Сергей Орлов, советник Якунина-отца по коммерческим и инвестиционным вопросам. Тот же Орлов через «РВМ Капитал» связан с «Торговым домом РЖД», через который монополия зачем-то осуществляет закупки (хотя могла бы делать это и напрямую), и со страховой компанией «ЖАСО», которая страхует пассажиров железных дорог…
Словом, вагончик совсем уже тронулся: из государственных российские железные дороги (не путать с ОАО «РЖД») все больше превращаются в семейно-олигархические.
Читайте также