Друг Высоцкого Константин Мустафиди: Евтушенко сам нарывался на скандал
25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет. Новые факты о нем удается отыскать и сегодня
25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет. Новые факты о нем удается отыскать и сегодня. Отдыхая летом 1972 года в Пицунде, Высоцкий побывал на борту военного катера и понырял с аквалангом. Эти фото – из архива Константина Мустафиди. Именно он упросил военных пустить барда на катер.
Кто такой Мустафиди
Константин Панайотович Мустафиди – личность среди поклонников Владимира Высоцкого одновременно известная и неизвестная. В течение пяти лет он записал около 450 песен артиста на своей аппаратуре достаточно высокого по тем временам класса, является создателем и хранителем архива Владимира Высоцкого. Именно его архив лег в основу полной коллекции песен барда из 14 дисков. Больше о Мустафиди поклонникам Высоцкого не было известно почти ничего: с журналистами не общался, мемуаров не публиковал. В Интернете развернулось целое расследование по его поиску.
Несколько лет назад кто-то из особо въедливых поклонников на сайте одной из фирм, занимающейся телекоммуникациями, обнаружил генерального директора Мустафиди К. П. Долго гадали: он или нет? Оказалось, он. Но фирмы той давно уже нет. «Собеседник» нашел Константина Панайотовича в Министерстве связи России, где он работает советником заместителя министра. «Это же личные дела», – пояснил он свое нежелание выставлять напоказ дружеские отношения с Высоцким. Но для нас все-таки сделал исключение.
Лето 1972-го
– Я тогда был холостой, у меня была машина, мог ездить, куда хочу, и вел такой дикарский образ жизни, – вспоминает Мустафиди. – Черное море считалось тогда у нас самым чистым. Поэтому я поехал в Пицунду с палаткой и жил на берегу.
Вообще, ставить палатку на берегу было запрещено, но я нашел такое место, где меня никто особенно не гонял.
Накануне, еще в Москве, выяснилось, что Володя с Мариной Влади тоже собираются в те края на неделю, и мы договорились встретиться. Я сообщил ему, где стою, и в один из дней он подъехал ко мне с сыновьями Марины – Володей и Петей. На вопрос, где Марина, Высоцкий сказал, что есть специальный женский пляж, девушки там загорают, чтобы на них никто не смотрел. Она была человеком известным и не очень хотела появляться в общественных местах.
В тот день внимание Высоцкого привлек небольшой катер ВМФ, стоявший у берега неподалеку от палатки Мустафиди.
– Володя сказал мне, что мальчишки хотят забраться на катер. Им же было десять и восемь лет, по-моему, а тут настоящий военный катер с пушками. Я подхожу: «Вы знаете, тут Высоцкий со своими детьми, они хотели бы посмотреть...» Ребята, естественно, отреагировали с воодушевлением: «Ну конечно, о чем разговор?» Причалили. Мы забрались на этот катер и провели там часа два. Володя поинтересовался у моряков: «Что делаете?» «Обследуем дно».
У них был акваланг, один на всех, совершенно первобытный, флотский, с таким мощным шлангом. Володя говорит: «Хочу с аквалангом попробовать, никогда не плавал». «Сейчас всё организуем». Снарядили его, объяснили, какие клапаны надо нажимать. Но, чтобы не рисковать, привязали его на мощную веревку – страховали. Плавал он только по поверхности.
Потом мы разговаривали и фотографировались на катере. Моряки, конечно, обрадовались такой встрече. У меня был фотоаппарат «ФЭД-2» – пленочный, до сих пор, кстати, дома лежит. Он был заряжен, и я всю пленку отснял. Кстати, ее у меня потом сперли. Не знаю, кто. Отпечатки есть, а пленку так и не нашел.
Константин Мустафиди какое-то время грешил на то, что пленку мог умыкнуть персональный фотограф Высоцкого Дмитрий Чижков. Сразу после смерти Владимира Семеновича Марина Влади распорядилась, чтобы его музыкальным архивом занялся Мустафиди, а фотоархивом – Чижков. Еще кому-то поручили отвечать за сохранность видеозаписей. Но у Чижкова этих негативов тоже не оказалось.
– Я и в то время знал, и сейчас считаю, что Высоцкий был гениальным человеком. Мы делали записи в течение пяти лет. Я один был его слушателем. В то же время я многократно бывал на его концертах и в театре. Но каждый раз, когда он начинал петь, у меня мурашки бегали по коже. Аудиторию, которая сидела перед ним, он гипнотизировал с первого же слова. Да и как личность он был сильнее всех, кто его окружал. Намного.
Евтушенко нарывался на конфликт
Было и другое. Однажды мы пришли в ресторан ВТО – Сева Абдулов, который был его близким другом, Володя и я. Сели перекусить, взяли пива. За одним из столиков сидел наш великий поэт Евтушенко со своей компанией. В какой-то момент он, уже «хороший», подходит к нам и говорит: «Ну что, поставил всю Россию на колени? Доволен?» В общем, нес какую-то ахинею. Володя сидел молча, только кулаки сжимал. Потом говорит: «Сева, убери его, пока я ему не дал...»
Даже по уровню стихосложения Высоцкому равных не было. Я не поэт, но мне объяснили, что рифмовка с окончанием на согласные – высший пилотаж в поэзии. Думаю, всем известна оценка поэзии Володи, которую дал Иосиф Бродский – что это величайший поэт со времен Пушкина.
Нас познакомила та самая телефонистка
С Высоцким Константин Мустафиди познакомился в 1971 году. Представила его Люся Орлова – небезызвестная телефонистка, которая соединяла Высоцкого с Влади.
– Люся пообещала познакомить меня с Высоцким, мы пошли в Театр на Таганке, и после спектакля он к нам сам подошел. Меня представили как человека из Института связи, мы разговорились, и в итоге он предложил обменяться телефонами: давай, говорит, повидаемся как-нибудь. Я, естественно, не звонил, а он однажды позвонил. Так и завязались отношения. Но когда несколько лет спустя один мой товарищ попросил меня познакомить его с Высоцким, Володя сказал: «Слушай, вот это не надо. Не хочу». Думаю, что он психолог был сумасшедший.
Дружба с Высоцким, кстати, была не таким уж безопасным делом.
– Один мой товарищ по учебе, работавший в «компетентных органах», сказал мне однажды: «Зря ты этим занимаешься. Чревато...» Страшновато, конечно, было, что в какой-то момент возьмут за одно место. Но изменить свое отношение к Володе я не мог.
Фото из архива Константина Мустафиди
Читайте также