Оплеванные Хрущевым. Неизвестные подробности о разгромленной выставке абстракционистов в Манеже
50-летие знаменитого похода Никиты Хрущева на выставку абстракционистов отмечают в эти дни в московском Манеже. Здесь собрали часть картин, вызвавших тогда гнев советского руководителя. Понять, за что разгромили выставку, сложно – мотивы были скорее не столько художественные, сколько политические.
50-летие знаменитого похода Никиты Хрущева на выставку абстракционистов отмечают в эти дни в московском Манеже. Здесь собрали часть картин, вызвавших тогда гнев советского руководителя, и документы, связанные со студией Элия Белютина, которая подверглась самой страшной обструкции со стороны Хрущева. Понять, за что разгромили выставку, сложно – мотивы были скорее не столько художественные, сколько политические.
Удивительно, но даже сами художники – участники той выставки, обозванные царствующей особой «педерастами», не помнят всех ее деталей. То есть каждый шаг и слово Хрущева помнят («Он еще только поднимался по лестнице, еще не видел работ, а уже говорил: «Это ваша тут мазня? Сейчас мы посмотрим вашу мазню»). А вот реконструировать саму выставку уже никто не возьмется.
Один из самых интересных экспонатов – картина, в которую якобы плюнул Хрущев – работа 1962 года Леонида Мечникова «Карьер». Место плевка обведено карандашом. «Да никуда он не плевал! – бросил изумленный взгляд на корреспондента «Собеседника» один из тогдашних пострадавших художников Леонид Рабичев – между прочим, автор эмблемы «Аэрофлота» и советских железных дорог. – Это все придумки! Еще придумывали, что он одну картину пальцем проткнул. Но такого не было!»
Обаятельному дедушке Рабичеву, на груди которого красуются значок «Московский союз художников – 60 лет Победы» и орденская планка, не верить, кажется, нельзя. Он, кстати, свою картину с той выставки четыре года назад продал какому-то англичанину за 3 тыс. долларов – срочно нужны были деньги на ремонт. Сейчас, говорит, продал бы дороже. Неужели Мечников, уверявший, что Хрущев плюнул в его полотно, пытался сделать себе ремонт не за 3, а за 300 тыс. долларов? С плевком-то Хрущева картина в разы дороже!
– Понимаете, – оправдывается куратор нынешней выставки Григорий Заславский, – уже через два дня после разгрома художники точно не могли вспомнить, какие картины там висели, а какие нет. Я верю Мечникову, который утверждает, что Хрущев плевал. Он ведь ходил и говорил: «Очень хочется плюнуть!» А что говорил, то сразу и делал.
Обозванные «педерастами» художники, кстати, признавались, что та выставка никак не повлияла на их дальнейшую жизнь. Не помешала и не помогла. А сам Хрущев уже после своей отставки признал, что он пришел в Манеж, будучи под сильным влиянием. Известно, что незадолго до этого разноса Никите Сергеевичу доложили о разоблачении группы гомосексуалистов в издательстве «Искусство». Отсюда и крики про педерастов.
Глазами пострадавшего
Суслов кричал: «Задушить их надо!»
– Когда стало известно, что придет Хрущев, Белютин выбрал тех, кто умел формулировать свои мысли, – рассказал «Собеседнику» художник Леонид Рабичев. – Но в итоге сам показывал ему, кто что сделал, а тот каждый раз говорил: «Г...но, г...но, г...но». Потом Хрущев сказал: «Сейчас, когда я с вами говорю, на вас на всех уже готовы паспорта, и через 24 часа мы лишаем вас гражданства». Кто-то из членов политбюро воскликнул: «Никита Сергеевич, их арестовать надо!»
А рядом со мной стоял Суслов, он поднял два кулака вверх и закричал: «Задушить их надо!» После того как все кончилось, мы стояли и думали: что с нами будет? Через 24 часа – за пределы родины или всех арестуют – и на лесозаготовки – ну не может же первый секретарь ЦК врать? Кто-то пытался шутить. Вера Ивановна Преображенская (староста белютинской студии. – Ред.) сказала: «Ну хорошо, вы все педерасты, а я тогда кто?»
Трое суток мы были в состоянии полной депрессии, пока не узнали, что дело остановлено. Но... Я был тогда начальником отдела рекламы Мосгорсовнархоза, на следующий день после выставки мне предложили подать заявление об уходе. Я отказался, меня прогнали за прогулы. Параллельно я работал на комбинате графического искусства. Там парторганизация троих участников Манежа хотела выгнать с комбината. Худсовет тогда заявил: это лучшие художники комбината, если вы их тронете, худсовет в полном составе уходит с работы. Тогда парторг продиктовал мне текст «покаянного письма». Тем все и завершилось.
Читайте также