Ученые отследили процесс гибели нейронов при хорее Гентингтона

Фото: Oleksiy Maksymenko / Global Look Press

Исследователям удалось описать, каким образом нейроны теряют связь друг с другом при развитии хореи Гентингтона.

Первым провозвестником хореи Гентингтона является прогрессирующая смерть нервных клеток в мозге. Причём клетки не умирают быстро. Поначалу наблюдается процесс их разъединения из-за того, что нейриты — длинные, похожие на пальце расширения, которые осуществляют связи по всему мозгу — уменьшаются в размере. И вот теперь за счет использования модели животных и выращенных в лаборатории нервных клеток ученые из Университета Питтсбурга описали новый механизм под названием нейритоз, который может объяснить сокращения размера нейронов при хорее Гентингтона и других нейродегенеративных болезнях.

Это не просто теоретические изыскания, ведь данное открытие может быть положено в основу разработки новых узконаправленных видов терапии болезней, которые считаются неизлечимыми. До последнего времени нейритоз являлся процессом, не описанным наукой надлежащим образом. Учёные подчеркивают, что он может играть очень важную роль при нормальном развитии мозга, старении и нейродегенеративных процессах.

Один из авторов этого исследования доктор наук Сергей Баранов первым заметил интересный феномен в нервных клетках мышей, которых он выращивал в лаборатории. Их митохондрии — маленькие клеточные энергостанции — не работали так же хорошо, как и концы нейритов. Когда Сергей изучил нейроны в позвоночнике мышей, то обнаружил тот же сценарий. Возможно, это видели и другие исследователи, но Баранов со своими коллегами первым описал данный процесс и предположил, что он может быть причиной развития тяжелейших болезней.