Главный инфекционист РФ рассказала, почему россияне все чаще умирают от гепатита
Россия не сможет выполнить планы стратегии ВОЗ по борьбе с вирусными гепатитами к 2020 году, как ожидалось
Россия не сможет выполнить планы стратегии ВОЗ по борьбе с вирусными гепатитами к 2020 году, как ожидалось. Об этом предупредила главный инфекционист Минздрава РФ Ирина Шестакова. Речь идет о снижении числа новых случаев хронических гепатитов на 30 процентов и смертности от них на 10 процентов.
Вирусные гепатиты В и С — проблема общемировая, однако Россия относится к странам с высокой распространенностью этих инфекций. Число официально зарегистрированных больных только гепатитом С составляет в стране 1,8 млн человек, специалисты же утверждают, что их реальное количество во много раз больше — оценочное число больных составляет 3,5–4,7 млн. Заболеваемость за последние 15 лет увеличилась в три раза.
— Если гепатит В нам удалось взять под контроль с помощью вакцинации, то чтобы переломить ситуацию с гепатитом С, крайне важно в разы повысить охват терапией, — заявила главный инфекционист Минздрава РФ Ирина Шестакова на научно-практической конференции для врачей-инфекционистов Центрального Федерального Округа. — Если мы не лечим, число больных нарастает. Учитывая, что механизм передачи парентеральных вирусных гепатитов — это половая жизнь, медицинские манипуляции, татуировки и вообще любое повреждение кожи, в том числе в ходе очень распространенных косметических процедур, один невылеченный пациент может стать потенциальным источников инфекции для многих других.
Особенность вирусного гепатита С в том, что он довольно часто переходит в хроническую форму, после чего годами может никак не проявляться, пока не разовьется цирроз печени. Большое количество больных в реальности не знают о своем диагнозе, являясь при этом источником инфекции. В то же время гепатит С — излечимое заболевание, вот только в реальности лечение получает очень небольшой процент больных.
Например, в ЦФО из 196 тысяч зарегистрированных больных лишь 2 670 человек получили лечение за счет бюджета в 2016 году. Антилидером среди других регионов ЦФО стала Ивановская область: там при 6377 пациентах, стоящих на учете врачей-инфекционистов с вирусными гепатитами, нет условий ни для диагностики (требуется ПЦР-лаборатория), ни для лечения — как в рамках региональной программы, так и по ОМС. Официальное число пролеченных в 2016 году больных вирусными гепатитами в этом регионе — 0. Сколько человек лечилось за свой счет, неизвестно.
Стоимость полного курса лечения одного больного колеблется от 349 тысяч рублей до 1 355 тысяч в зависимости от типа вируса и стадии болезни. При этом эксперты считают, что даже при столь высокой стоимости пролечить всех пациентов за счет бюджета выгоднее, чем нести затраты, оказывая им поддерживающую терапию пожизненно, проводя трансплантацию и так далее.
— Мы, к счастью, живем в эпоху большого перелома, когда медики получили линейку совершенно новых, очень эффективных препаратов, позволяющих достичь высокого уровня излечения хронического гепатита С даже в запущенных стадиях, — считает Андрей Шошин, главный внештатный специалист по инфекционным заболеваниям Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области. — У нас есть уникальная возможность полностью вылечить пациента. Больше он к нам за лечением может не обратиться. Еще недавно мы могли лишь годами наблюдать его и оказывать так называемую поддерживающую терапию, сейчас ситуация поменялась радикально.
В числе других проблем эксперты называют невозможность бесплатного обследования на гепатиты в ходе диспансеризации, отсутствие полного, включающего все регионы федерального регистра пациентов, который бы позволил оценить общее количество больных, их состояние, количество пролеченных и используемые методы лечения, а также разные источники финансирования терапии — где-то её получают в рамках региональной программы, где-то по ОМС, а в некоторых субъектах нет ни того, ни другого. По мнению профессора Шестаковой, лечить вирусные гепатиты нужно за счет ОМС:
— Региональная программа — дело временное. А пациент должен быть уверен в том, что всегда получит медицинскую помощь, вне зависимости от того, есть в данный момент в его регионе программа или нет. Кроме того, важно учитывать финансовую составляющую: если программа рассчитана на несколько миллионов рублей, то мы понимаем, что она дает возможность вылечить лишь десяток человек. Сегодня лечение инфекций затратно. В нашей стране взят фокус на терапевтические области, которые являются основными причинами смерти населения — кардиологию, перинатологию, онкологию. Но не надо забывать, что причина смерти 30 процентов людей в возрасте 30–40 лет — инфекционные болезни. В том числе такие, которые мы уже умеем лечить, как, например, вирусный гепатит С.
В сложившихся условиях Россия, в числе прочих стран подписавшая Глобальную Стратегию ВОЗ по вирусным гепатитам, не сможет выполнить поставленные в рамках неё задачи. Ни к 2020 году, ни, вероятно, к 2030-му, когда планируется снизить число новых случаев вирусного гепатита на 90 процентов, а смертность от них — на 65 процентов.
Надо отметить, что в вышедшем недавно отчете «Глобальное бремя болезней» вирусные гепатиты были признаны самыми опасными инфекционными заболеваниями в мире, вызывающими больше смертей, чем ВИЧ-инфекция, туберкулез или малярия.