Клиповое мышление современных детей: плохо или хорошо?

Врач описал плюсы и минусы клипового мышления современных детей и объяснил, почему с ним не надо бороться

Фото: Дети с планшетом // Global Look Press

Врач описал плюсы и минусы клипового мышления современных детей и объяснил, почему с ним не надо бороться.

О клиповом мышлении в последнее время говорят часто, объясняя им ту самую разницу между нынешними «отцами и детьми», которую все давно заметили. Явление незнакомое, а потому пугающее, особенно для родителя, который и без того смотрит в настоящее и будущее своих детей с тревогой. А стоит ли бояться?

О чем речь?

Английское слово clip означает «сокращать», «урезать». Так называемое клиповое мышление – это восприятие информации в усеченном виде: коротких сюжетов, ярких картинок, эмоциональных образов.

Уточнение специально для родителей-паникеров: это не болезнь. Речь идет о нормальном явлении, своего рода защитном механизме, позволяющем справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. Клиповое мышление, кстати, даже не новость – скорее хорошо забытое старое, которое вдруг снова пригодилось.

– На заре существования человечества клиповое мышление было залогом выживания, – объясняет «Собеседник.ру» психоаналитик Александра Гибинска. – А в наши дни умение переходить в этот режим снова стало необходимо для правильного реагирования в экстремальных ситуациях.

[:wsame:]

Что хорошо и что плохо?

Нынешние родители в общем-то уже приняли к сведению, что их дети – другие. Они со своим клиповым мышлением умеют много такого, к чему взрослый часто боится даже подступиться. Они лучше защищены от информационных перегрузок: пока мы захлебываемся и тонем в потоке информации, хватаясь то за голову, то за сердце, они берут только самое нужное. Они быстро читают и больше запоминают. Они многозадачны – умеют делать всё и сразу. Однако есть проблемы.

[:image:]

Их немало, но в случае с детьми главная связана с учебой. Педагоги говорят, что из-за клипового мышления многие современные дети неспособны усвоить даже школьную программу. Привыкнув к коротким текстам и «веселым картинкам», они не могут осилить не то что «Войну и мир» целиком, но даже по главам. Они неспособны 30 минут внимать преподавателю и тем более конспектировать при этом. Написать реферат – непосильный труд. Это не лень, нет. Такие дети прекрасно усваивают информацию в виде слайдов, но все, что долго, длинно и системно – не для них. А когда нет системы, есть проблемы, например, с точными науками. Жалобы родителей на Петь и Маш, которые «вообще не хотят читать», тоже связаны с этим.

[:wsame:]

– Информацию наши дети воспринимают быстрее и в большем объеме, но знания в этом случае скорее всего будут поверхностны и не сохранятся надолго, – добавляет Александра Гибинска.

Что с этим сделать?

Ничего радикального. Совсем лишать детей гаджетов и отлучать до 18 лет от соцсетей как минимум поздно, а в целом бессмысленно. Специалисты подчеркивают: клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка и не результат мягкотелости родителей, а естественный ответ на условия жизни. «Лечить» это не надо, надо просто восполнить то, чего дети, возможно, лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира. И тут всё просто и привычно: путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение. Этого, к сожалению, новым детям особенно не хватает. И тут во многом виноваты сами родители, а вовсе не планшеты и соцсети.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Здоровье

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика