"Я умираю. Мне страшно". Как спасти ребенка от рокового шага

«Собеседник» выяснил, как работает «Детский телефон доверия», спасающий несовершеннолетних, которым не с кем поговорить

Фото: Телефон доверия // Shutterstock

«Собеседник» выяснил, как работает «Детский телефон доверия», спасающий несовершеннолетних, которым не с кем поговорить.

Большинство суицидов в России – детские. Такая вот страшная статистика. Психологи уверяют: чаще всего на непоправимый шаг подростки решаются из-за того, что взрослые не хотят их выслушать и не знают, как правильно решить проблемы ребенка. А справиться самому у него не получается... Есть, впрочем, выход: подросток всегда может поделиться тем, что его беспокоит, позвонив на телефон доверия. Там ему помогут справиться с бедой.

Вены резать не было причины?

Месяц назад в анонимную психологическую службу поддержки для детей и подростков поступил звонок.

– Мне страшно... Я умираю… Мне страшно… – услышал дежурный психолог на другом конце провода.

Это звонила 19-летняя Маша (имя изменено. – Ред.), которая уже не раз пыталась покончить с собой, вскрыв вены.

Как выяснилось, причиной попытки самоубийства стал... пресловутый ЕГЭ. Он нередко заставляет впадать в панику многих российских школьников, родителей и даже педагогов.

Маша уже два года подряд не могла сдать выпускные экзамены. И вовсе не потому, что ничего не знает (она занимается с репетиторами, ездит на подготовительные курсы при вузе, куда планирует поступать). Она не может сдать экзамен потому, что ее... запугали.

– В первый раз я не сдала экзамен, можно сказать, по глупости. Начиная, наверно, с восьмого класса на меня и одноклассников учителя постоянно давили и пугали ЕГЭ, – делится Маша своей бедой. – А когда время подошло к выпускному классу, запугивание увеличилось в разы.

Свой первый ЕГЭ по математике, который она пришла сдавать два года назад, помнит смутно: выпускников рассадили за парты и раздали КИМы (контрольно-измерительные материалы). Но Маше удалось пронести с собой запрещенный правилами ЕГЭ мобильный телефон. Он-то и стал причиной ее первой неудачи. Девочка даже не успела им воспользоваться, как гаджет некстати выскользнул из кармана ее брюк на пол. Учитель-наблюдатель, конечно, это заметил. У Маши тут же забрали экзаменационные задания, не дав дописать, составили протокол и сказали: теперь шанс всё исправить появится только через год.

[:wsame:]

– Вы понимаете, мне тогда было страшно и стыдно идти домой, – всхлипывает Маша. – В меня мама очень верила, она хотела, чтобы я сдала ЕГЭ непременно на высокий балл и поступила на бюджетное место в институт (семья не могла себе позволить платить за обучение. – Ред.), а получилось совсем глупо... Мне тогда здорово влетело: мама долго ругалась, но потом простила. Во второй раз, через год, я тоже не сдала ЕГЭ – у меня дрожали руки, не могла собраться с мыслями... Тогда мы с мамой снова поругались, и она почти неделю со мной не разговаривала. После этого я в первый раз чуть не покончила с собой. А сейчас мама не верит, что я вообще когда-нибудь сдам этот дурацкий ЕГЭ. Она постоянно меня попрекает, говорит: если и в третий раз не сдашь – выгоню на улицу... А у меня уже нет сил не то чтобы готовиться и сдавать, но даже жить... Если я и в третий раз не сдам... – прорыдала в трубку Маша.

– Конечно, в подобных случаях надо искать причину не только в родителях, но и в преподавателях, которые нагнетают обстановку, ведь от количества успешно сдавших учеников зависит и их благосостояние, – объяснила «Собеседнику» дежурный психолог телефона доверия. – В данном случае ребенка настолько загнали в угол, что у него пропало желание жить. Для нее является большим достижением даже то, что она просто умывается утром. Но мама, вместо того чтобы помочь, продолжает на нее давить – несмотря на то, что уже был печальный опыт.

Просто руку протяни

Конечно, та проблема, с которой Маша обратилась по телефону горячей линии, относится к разряду критических: девушку довели до крайнего отчаяния. По словам психологов, такие телефонные разговоры, как правило, длятся не меньше двух часов, то есть ровно столько, сколько необходимо, чтобы вывести человека из кризисной ситуации, проговорить варианты решения.

[:wsame:]

– Девушка пошла на контакт, мы с ней долго разговаривали об этой проблеме, и мне удалось ее убедить, что самоубийство – это не выход. К тому же она и сама подсознательно хотела жить, а «вскрытые вены» – это, если можно так назвать, способ сообщить о проблеме, – рассказала психолог. – Поскольку у нас телефон доверия анонимный, все, кто к нам обращается, не называют ни своих имен, ни адресов, но мы с Машей договорились: я вызову ей скорую (ее мамы тогда не было дома. – Ред.), и девушка сообщила все необходимые данные. Скорая выехала незамедлительно по адресу, а мы продолжали с Машей разговаривать, пока врачи не приехали и не отнесли ее в машину.

Кстати, когда девушку уже доставили в больницу, врачи дозвонились психологу, который вызвал врачей, и сообщили, что с девушкой все в порядке.

[:image:]

Телефон доверия

Чтобы узнать, как работает дистанционная психологическая помощь, «Собеседник» отправился туда, где психологи круглосуточно готовы помочь всем, кто в этом нуждается, – в Центр экстренной психологической помощи «Детский телефон доверия» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

Этот центр существует с 2008 года и сотрудничает с бесплатным федеральным телефоном доверия.

[:wsame:]

Здесь в дневное время звонки принимают четыре психолога и два специалиста помогают тем, кто нуждается в психологической поддержке, ночью. За сутки поступает до 100 звонков, и каждый разговор длится от 30 минут до 2–3 часов. А бывает и дольше.

– К нам обращаются не только дети, но и взрослые. Дело в том, что человек иногда не может понять, откуда взялась проблема, а психолог вполне способен не только распознать это, но и проработать возможные пути выхода из кризисной ситуации. К нам часто обращаются дети, столкнувшиеся с буллингом в школе (когда сверстники издеваются над ребенком. – Ред.) или с ситуацией, когда родители не понимают их и требуют больше, чем ребенок может сделать. К сожалению, к нам поступает и много сообщений о бытовом насилии в отношении детей, – рассказала мне руководитель службы «Детский телефон доверия» МГППУ Ирина Алеева.

Кстати, анонимность на телефоне доверия применяется в двустороннем порядке, т.е. не называют своих имен не только те, кто просит о помощи, но и психологи, оказывающие эту самую помощь. Даже адрес центра – тайна. Есть только телефоны. Если же ребенок или родитель захочет получить помощь повторно у того же специалиста, с кем уже разговаривал, психолог говорит, когда у него будет следующая смена, и сообщает свой псевдоним.

По словам психологов, такой способ общения не только помогает детям и родителям выговориться, но и нередко спасает человека от совершения самого страшного – суицида. К слову, в прошлом году только из-за проблем с ЕГЭ не менее девяти детей решились на самоубийство, а ведь этой цифры могло бы и не быть вовсе, если бы родители и педагоги вовремя помогли своим детям.

[:wsame:]

Рубрика: Здоровье

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика