Новости дня

23 января, вторник

22 января, понедельник






























21 января, воскресенье














Чем опасны, а чем полезны детям "умные" живые игрушки

Собеседник №9-2015

Новые детские игрушки и споют, и станцуют, и поговорят // Shutterstock

Детский психолог комментирует вред и пользу современных интерактивных детских игрушек и объясняет, зачем те вообще нужны.

[:rsame:]

В новых детских «избушках» такие игрушки, которые и споют, и станцуют, и ответят, и печеньке обрадуются. Однако к добру ли, когда игрушечный пес – как живой, а кукла – точная копия младенца?

Неведомы зверушки

Пожалуй, самая популярная сейчас интерактивная игрушка – Фёрби. Пушистое тельце, острые ушки, крепкий клюв – не то хомяк, не то сова. На самом деле считается, что это гремлин – герой популярного голливудского фильма «Гремлины», вышедшего в 1984 году.

Фёрби как игрушку с искусственным интеллектом придумали в конце 90-х.

Нынешнее поколение этих существ уже не только говорит и запоминает слова (из-за этого в некоторых американских компаниях Фёрби на полном серьезе запрещено приносить в офис), но и поет, танцует, нервничает, капризничает, радуется, спит и даже умеет играть на планшете.

Зверушка с характером: если с ней ласково – она счастливо щебечет, если толкать и щипать – злится и ругается.

Гремлин - самая популярная интерактивная игрушка / Shutterstock

На родительских форумах вполне взрослые мамы и папы признаются, что «осмысленность» Фёрби их пугает и хотелось бы, чтобы его можно было хотя бы иногда «выключать» (что, кстати, невозможно).

Сомнения вызывает и тот факт, что существо выдуманное, в природе не встречается. Это, по мнению детского психолога Татьяны Даниловой, как раз не беда – ребенку не обязательно играть только в зайчиков и мишек, есть же Лунтик и Чебурашка. Проблема в другом:

– У детей примерно с 3-летнего возраста развивается сюжетно-ролевая игра. Ребенок берет молчащие игрушки и придумывает, как в них играть: кто это, что он говорит, куда идет, что делает и т.д. Игрушки, которые разговаривают с детьми, лишают их возможности фантазировать. Хотя, если у ребенка это не единственная игрушка и он не играет ею с утра до вечера, ничего страшного в этом нет.

Каких только интерактивных игрушек сейчас нет / Global Look Press

Кстати, умение игрушки отвечать и менять настроение может быть полезным: ребенок учится понимать принцип «как ты – так и к тебе».

Лает, но не кусает

Кроме неведомых существ типа Фёрби или миньонов, есть и более понятные детям интерактивные собаки, кошки и зай­цы с похожим набором функций. Пес Пеппер, например, выпрашивает еду, заяц Банни умеет играть в догонялки, котенок Дейзи делает все то же самое, что и полагается настоящему котенку.

Кукла-реборн идеально похож на реального ребенка / Shutterstock

На первый взгляд отличный вариант для детей, которым настоящих животных заводить пока рановато: за такими кошками и собаками не нужно ухаживать. По мнению специалистов, как минимум до школы не стоит грузить детей обязанностями даже на уровне «завел хомяка – не забывай кормить».

[:rsame:]

– В принципе можно посоветовать ребенку попробовать обращаться с интерактивной кошкой или собакой, как с настоящей, – предполагает психоаналитик Александра Гибинска. – Получится – прекрасно, навык даром не пропадет. Если же игрушке придется несладко, обратите внимание на внутренний мир ребенка: возможно, вы обнаружите там агрессию и страх, и надо понять, откуда они берутся.

Живые пупсы

Одна из самых популярных и спорных новых игрушек – это куклы-реборны.

Их и игрушками-то назвать трудно, настолько реборн похож на реального ребенка. В США и Австралии было несколько случаев, когда полиция вскрывала машины, принимая реборнов на заднем сиденье за настоящих детей, оставленных нерадивыми родителями.

Как правило, реборн – это младенец: вес, рост, внешний вид – все максимально реалистично. Их часто используют в детских магазинах как манекены, а мастерицы, умеющие делать реборнов, зарабатывают приличные деньги – некоторые экземпляры стоят тысячи и десятки тысяч у.е.

Детский психолог Татьяна Данилова / из личного архива

Что касается маленьких детей, то, по словам психолога Татьяны Даниловой, реборн в качестве куклы для 3–6-летней девочки не очень хорошая идея:

– Дошкольникам нужно играть в игрушки-заместители – такие, которые могут исполнить самые разные роли: сейчас – кукла-доктор, через час – невеста, потом – учительница и т.д. А реборн-младенец – всегда младенец, его невозможно представить как-то еще. Это кукла для коллекционирования, а не для детских игр.

/кстати

Играют с роботами, потому что нет братьев?

Популярность «умных» игрушек, с которыми можно общаться, многих родителей настораживает и заставляет чувствовать вину за то, что у ребенка нет братьев-сестер, ему не разрешают завести настоящую, живую собаку, а маме с папой вечно некогда. По словам психоаналитика Александры Гибинской, дело совсем не в этом:

– Современные дети просто хотят играть в современные игрушки. Они хотят этого, несмотря на наличие братьев, сестер и домашних животных. Кому же не хочется иметь говорящую собаку, как в «Приключениях Электроника»?! Просто теперь научная фантастика стала реальностью.

Гибинска не отрицает того, что ни одна из этих вещей не заменит человека. Однако она прекрасно развлечет ребенка.

– Разумеется, никакая игрушка не заменит ребенку понимающего, принимающего и эмоционально живого родителя – по крайней мере такую еще не изобрели. Но она поможет интересно провести время, и участие родителей в этой игре только приветствуется.

К слову, обычно даже самые «умные» игрушки ждет участь банальных плюшевых мишек и машинок: спустя время дети теряют к ним интерес. Это совершенно нормально и означает, что все идет так, как задумано природой.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания