Ученые обнаружили в кофе уникальные гены, не имеющие аналогов у других растений

Фото: Аера Махарани / Russian Look

Проведя секвенирование генома кофейного дерева, ученые открыли происхождение генов, кодирующих самое употребляемое психостимулирующее вещество в мире — кофеин, сообщает журнал Science. Как установили исследователи, гены кофе отличны от тех, что отвечают за выработку кофеина у чая и какао-бобов, и имеют самостоятельное происхождение, не будучи унаследованными от общего предка этих трех растений.

Сравнение с геномами других растений, таких как виноград и томат, показало, что кофе имеет большие семьи генов, связанных с выработкой алкалоидов и флавоноидов (веществ, которые придают кофе характерный сильный запах).

По мнению ученых, все «кофеиновые» ферменты кофе гораздо ближе к другим его генам, чем к аналогичным ферментам чая и какао. Таким образом, способность вырабатывать кофеин, по всей видимости, возникла у кофейного дерева самостоятельно.

В жизни кофейного дерева кофеин выполняет особые функции, отпугивая насекомых-вредителей и подавляя в плодах и семенах рост растений-конкурентов. Кроме того, вещество вызывает зависимость у насекомых-опылителей, заставляя их возвращаться за добавкой. Такая зависимость присуща и некоторым другим представителям животного царства.