Теплоход особого назначения
В начале сентября в восьмидневное плавание по сибирским рекам Иртыш и Обь вышел теплоход «Самарово». На восемь дней он стал мобильной площадкой форума «Лучшие педагоги Югры» и потому обрел второе название – «Просветительский теплоход».
На 500-километровом пути на север до городка Березово «плавучий университет» сделал четыре остановки в прибрежных поселках и деревнях для выполнения главной задачи форума – повышения профессионального уровня местных учителей.
Это уже третий такой рейс теплохода. В предыдущие годы более 400 учителей югорской глубинки посетили мастер-классы победителей и финалистов конкурса «Учитель года России». Ныне в состав «педагогического спецназа» включены и лучшие преподаватели Югры, что значительно расширило его оперативные возможности. К делу приобщены учителя начальных классов, информатики, национальных языков, логопеды.
– Мы посещаем труднодоступные места вместе с учителями на теплоходе, – рассказывает Наталья Гусева, главный специалист департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – Летом главная магистраль – река. В холодное время – зимник. А вот в межсезонье сюда можно добраться только вертолетом. Мы стараемся, чтобы здешние учителя не чувствовали себя оторванными от жизни.
Это не мираж…
Первая наша пристань – село Елизарово с населением чуть более 500 человек. Серые дома и домишки, тайга до горизонта, дорожная пыль и, как мираж, – большое современное здание средней общеобразовательной школы, к которому ведет вымощенная плиткой дорожка, вокруг – фигурные клумбы с цветами и аккуратные прямоугольники овощных грядок. Под его крышей расположились еще и начальная школа, детский сад, фельдшерский пункт и даже милиция. Так что школа здесь – не только самое современное, самое красивое здание. Это почти культовое учреждение, вокруг которого организуется вся жизнь поселка.
Встречают нас хлебом-солью, и это не формальная вежливость. Как признавались сельские учителя, для них такие встречи – возможность пообщаться с коллегами.
Но сказать, что они здесь позабыты-позаброшены, язык не повернется. Школа оборудована по последнему слову техники – предметные кабинеты, Интернет, сцена, где установлены кресла для актового зала, спортивный зал с тренажерами, раздевалки, душевые. В тайге имеется своя турбаза, где ребята занимаются сноубордом и – внимание! – летают на парапланах!
А разве не показатель высокого профессионального потенциала педколлектива, что из 9 нынешних выпускников школы 8 поступили в вузы, причем большинство выбрали профессию педагога.
Почти лубочная получилась картинка. Однако следующие остановки в селах Карымкары, Шеркалы, Нижние Нарыкары разочарования не принесли. Везде новые, красивые школы. В каждой бурлит своя, особенная жизнь. В Карымкарах, например, при непосредственном участии учителей и школьников установлен единственный в стране памятник белым и красным, погибшим во время революции и Гражданской войны. Местные школьники с удовольствием рассказывают о достопримечательности – история для многих любимый предмет.
7 преподавателей истории школ округа – местные выпускники. Еще одно тому подтверждение – замечательный школьный музей с богатой археологической экспозицией. Здесь даже в огородах находят ценнейшие экспонаты – наконечники стрел, монеты…
В Шеркалах, где жителей уже более тысячи, большое красного кирпича здание школы с пристройкой интерната вообще выглядит монументально. Эта школа – экспериментальная площадка по теме «Воспитание культуры межнационального общения учащихся». Недалеко от поселка в лесу она имеет свою базу – эколого-этнический центр. Сейчас здесь начинают еще и профессиональную подготовку учащихся по специальностям «охотовед», «рыбак», «мастер декоративно-прикладного искусства» с выдачей удостоверений государственного образца.
В Нижних Нарыкарах нас буквально пленили местные школьники. Сначала они дали просто прекрасный концерт – отличный сценарий, хорошая режиссура, полная раскованность самодеятельных артистов. Танцы, песни, стихи, миниатюры и… никто ни разу не сбился с текста, даже не запнулся. Причина такого «профессионализма»: в школе – сильная команда КВН, вот уже три года берущая призы клуба веселых и находчивых Октябрьского района.
Урок учителям
Хозяева с гордостью демонстрировали нам свои успехи, но всегда с нетерпением ждали главного – мастер-классов. И эти ожидания оправдывались сполна. Потрясающие уроки литературы провел, например, победитель конкурса «Учитель года-2006» – преподаватель из Череповца Андрей Успенский. Он работает в гимназии с математическим уклоном, поэтому предмет его исследовательского интереса – взаимопроникновение естествознания и художественного творчества. Прочтение им некоторых классических стихотворений сквозь призму физики и математики дало такое оригинальное преломление поэтического смысла, что вызвало аплодисменты коллег.
– Нельзя говорить о том, какой предмет – физика, геометрия или литература – важнее, – рассказывает Андрей своим ученикам-педагогам. – Всё это способы познания мира. Грани одного алмаза.
Надо было видеть лица местных учителей, когда им представляли Хафиза Гарипова из Сургутского района. Редчайший случай: молодой обаятельный мужчина – учитель начальной школы! Удивление сменилось восторгом после его мастер-классов. Общее мнение – это действительно мастер!
Не меньше удивила и Надежда Довгаль, учитель-логопед Белоярской средней общеобразовательной школы №1 Сургутского района, обладатель гранта губернатора Югры 2008 года. На ее мастер-классе «Куклотерапия в педагогической практике» побывали даже лучшие учителя России из нашей команды. На память о форуме они увезли с собой красивые куклы-марионетки, сделанные под руководством Надежды собственноручно за каких-то полтора часа. «Обязательно повторю этот мастер-класс у себя» – так оценил работу ханты-мансийского педагога заслуженный учитель Кубани, директор школы из города Ейска Андрей Семке.
Есть школа – есть будущее!
«Форум – это обмен опытом, это самое ценное, что есть в жизни учителя. Очень важно, что с учителями России были учителя ХМАО. Многому можно научиться! Прекрасные школы, открытые люди, оборудование даже маленьких школ соответствует всем нормам. Сразу видно, как округ работает. Есть школа – есть будущее!» – это мнение о форуме «Лучшие педагоги Югры» заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2001» Александр Буханистов озвучил на встрече участников форума с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александром Филипенко. С последним утверждением педагога губернатор не только согласился. Он сообщил учителям, что образование – один из важнейших приоритетов социально-экономической политики региона. Детали этой политики учителя обсуждали с главой округа в течение часа. Педагоги узнали много интересного о ближайших действиях власти и перспективах образования.