Почему в России буксует экологический туризм?

В Розе Хутор состоялась международная конференция «Экологический туризм: глобальный вызов и открытие России»

На прошлой неделе состоялась международная конференция «Экологический туризм: глобальный вызов и открытие России» в Розе Хутор.

Мероприятие объединило более 300 представителей туристской отрасли со всего мира. Sobesednik.ru узнал, почему трудно развивать в России экологический туризм.

Сегодня путешествия в места с хорошо сохранившимися природными территориями очень популярны, и именно экотуризм — одна из наиболее развивающихся отраслей мировой туристской индустрии. По словам руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова, «10% поездок в мире совершаются с целью экологического туризма».

По сравнению со многими другими странами у России есть огромный потенциал в области развития экотуризма: Карелия, Кольский полуостров, Арктика, Байкал, Камчатка, и другие особо охраняемые природные территории (ООПТ: заповедники, национальные парки, заказники) — идеальные места именно для экологического туризма. По данным Ростуризма, в 2017 году около 9 миллионов российских и иностранных туристов посетили национальные парки и еще 2 миллиона — заповедники. Это на 50% больше по сравнению с 2011 годом.

Однако и это не предел. Но есть ряд проблем, которые тормозят развитие экотуризма. И в первую очередь — отсутствие инфраструктуры.

— Да, многие места не легко доступны, да, инфраструктура экологического туризма еще только закладывается. Но все проблемы решаемы. К тому же возможность проверить себя в преодолении трудностей — это мощный стимул для каждого настоящего туриста, — заявил президент Федерации спортивного туризма России, глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

По мнению Олега Сафонова, распространённый сейчас «дикий» туризм нужно заменить организованным, поскольку организованный туризм в наших природных зонах не будет наносить ущерба ООПТ, а также создаст дополнительные возможности для заработка, рабочие места в регионах.

Для того, чтобы минимизировать нагрузку на природные ресурсы и обеспечить туристам комфортный отдых, необходимы парковки, места стоянок и ночёвки, туалеты и так далее. В качестве примера грамотного подхода к созданию инфраструктуры был приведен горный курорт «Роза Хутор».

— Это очень хороший и наглядный пример: 10 лет назад здесь ничего не было, а теперь — прекрасный курорт «Роза Хутор», который можно использовать как базу для дальнейшего развития туризма на Кавказе. Олимпиада в Сочи, наша общая работа по подготовке этой Олимпиады дала нам толчок для развития туризма, но надо двигаться дальше. Люди, которые работают на местах и которые прошли все эти круги ада, чтобы все это построить, они являются главным ресурсом для любых программных требований. Они прошли, они понимают, где есть преграды и как их можно убрать, — прокомментировал посол доброй воли ООН, первый заместитель председателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Госдумы РФ Вячеслав Фетисов. — Но развитие экологического туризма во многом зависит от законодателя, ведь есть ряд препонов в виде нормативных документов. Правительство должно услышать тех, кто работает эффективно, и внести изменения в закон, чтобы это было удобно для всех. При правильном подходе можно создать рай в любом месте. И именно спорт, туризм и экология спасут мир.

Транспортная доступность — тоже важный фактор, который притормаживает турпоток к заповедным зонам. Так, к примеру, билет из Москвы до Камчатки стоит порядка 40–50 тысяч рублей в одну сторону, а чтобы добраться до вулканов на вертолете, придется выложить еще порядка 40 тысяч. Далеко не каждому российскому туристу такой отдых по карману.

По мнению Вячеслава Фетисова, государство должно выделять субсидии на компенсацию транспортных расходов туристов:

— Власти должны понимать, что с развитием экотуризма если они вложат рубль, то взамен местный, региональный и федеральный бюджеты получат 10 рублей. Ведь турист оставит на месте денег куда больше, чем ему компенсируют за перелет.

На траспортную доступность жалуется и директор лодж-отеля «Байкальская резиденция» Оксана Чхебелия: нормальной дороги к Байкалу нет, а как тогда добраться к заповедному озеру?

Еще одна проблема — инвестиции: 

— Россия скоро серьезно пострадает, если мы будем продавать заповедные земли, — заявила Оксана Чхебелия и рассказала о том, что большую часть визитной карточки нашей страны — озера Байкал — занимают китайские инвесторы.

В прошлом году нашумела петиция жителей байкальского поселка Листвянка к Совету Федерации РФ, в которой они просили о помощи. Дело в том, что китайские граждане активно скупают земли в селах и поселках вокруг Байкала, строят гостиницы и возят своих же туристов. Местные жители опасаются за экологическое состояние заповедного озера: прошлогодняя прокурорская проверка выявила, что большая часть баз отдыха на Ольхоне (крупнейший остров Байкала) работает незаконно и сбрасывает отходы в озеро. А вокруг самого озера нет даже очистных сооружений. Между тем никакой официальной реакции со стороны бурятских и федеральных властей не последовало.

По мнению Оксаны Чхебелия, на Байкал идут китайские, а не российские инвесторы потому, что иностранные инвесторы защищены законом, а отечественные — нет.

Эксперты уверяют, что развитие туризма и организация инфраструктуры в заповедных зонах не должно нанести серьезный ущерб экологии природных зон. Директор Национального парка «Русская Арктика» Александр Кириллов рассказал, что сотрудники нацпарка контролируют антропогенное воздействие туристов на природу — для этого устанавливается лимит на турпоток, а также проводится уборка территорий.

В России 13 032 особо охраняемых природных территории (ООПТ). Из них 304 — федерального, 12 728 — регионального и местного значения. Кроме того, утраченными или реорганизованными числятся 3 138 ООПТ, в основном памятники природы регионального и местного значения.

ООПТ составляют 11% всей территории страны 1 950 тыс. кв. км. Самым большим федеральным заповедником является Большой Арктический государственный природный заповедник: его площадь составляет 42 тыс. кв. км.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика