Цзуньи – красная туристическая точка на карте Китая

Китайцы едут сюда пройти тропами солдат Мао, а европейцы — в музей, в котором соединены культуры Китая и Запада

Фото: В любой стране мира группы китайских туристов легко заметить // Нестерова Маша

Китайцы едут сюда пройти тропами солдат Мао, а европейцы — в музей, в котором соединены культуры Китая и Запада.

Глядя на китайских туристов на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России, трудно поверить, что еще два десятилетия назад эта страна была абсолютно закрыта как для выезда, так и для въезда в нее. Так привычно смотрятся сейчас эти яркие группы с обязательным лидером впереди, несущим в поднятой руке яркий зонт или еще какой-то знак. Хотя до сих пор они кажутся для нас немного жителями другой планеты. Собственно, как и мы для них. Другой язык, другая культура, другой менталитет, другая еда...

Недаром в Москве и в других городах России действует программа China Friendly, которая помогает китайским туристам адаптироваться к российской действительности. И это приносит свои плоды — в 2016 году 1 300 тысяч китайских туристов посетили Россию.

Но нельзя сказать, что до этого времени туризма в Китае не существовало вовсе. Очень популярен был внутренний туризм, в него были вложены немалые средства. И многие жители КНР продолжают путешествовать внутри страны, тем более что для этого созданы все необходимы условия: построены новые современные отели, транспортная сеть и прочие коммуникации функционируют на высшем уровне, а цены, особенно в провинциях, более чем демократичные.

Инфраструктура в китайских провинциях на высшем уровне / фото: Маша Нестерова

Неудивительно, что и российские туристы, узнав об этом, отправились исследовать эту необыкновенную страну с многовековой цивилизацией. По данным некоммерческой общественной ассоциации «Мир без границ», которая помогает осуществлять туристические связи между Россией и Китаем, за 2016 год около 1 700 тысяч россиян побывали в Китае. Несомненно, наибольшей популярностью для посещения пользуются большие города — Шанхай, Пекин, Гонконг, Чэнду, Ухань — и курорты КНР, такие как остров Хайнань, Гуанчжоу, Сиань, Макао, Харбин и другие. Но не стоит забывать и про глубокие провинции, где международный туризм пока не так развит, но внутренний имеет свои достаточно необычные и интересные традиции.

Например, город Цзуньи в провинции Гуйчжоу.

Ночной Цзуньи / фото: Маша Нестерова

Для большинства россиян, скорее всего это, название неизвестно. Но для многих жителей Китая с названием этого города связана одна из важных переломных точек в истории страны. Наверное, это можно сравнить сo значением Санкт-Петербурга для России.

В 1927 году в Китае началась гражданская война, которая вошла в историю как Великий поход. Место Лоушаньгуань — одна из первых важных точек этого похода. Сражение здесь стало прелюдией к доблестной победе в Цзуньи 7 января 1935 года, когда китайская Красная армия отвоевала этот город.

Реконструкция в месте Лошаньгуань / фото: Маша Нестерова

Заседание лидеров КПК, состоявшееся 15–17 января 1935 года в Цзуньи, стало историческим событием. Участвовавший в нем Мао Цзэдун предложил новую стратегию и занял руководящее место в Великом походе китайской Красной Армии. Сейчас в здании, где проводилось историческое собрание, музей. Ежедневно здесь собираются толпы китайских туристов, приехавшие пройти «красными» дорогами славы свой страны. Возможно, для большинства россиян это звучит уже немного «прошлым веком», но в Китае в силу коммунистической идеологии «красный» или патриотический туризм по местам, связанным с важнейшими событиями в истории компартии и страны в целом, очень и очень популярен. Помимо уже упомянутого места встречи лидеров КПК, в Цзуньи посещают штаб главного политуправления Красной Армии, дом, где жил Мао Цзэдун и другие подобные места.

Ежедневно в Цзуньи приезжает множество туристов / фото: Маша Нестерова

Еще одна мемориальная точка Цзуньи — гора Красноармейцев. Это — целый комплекс, посвященный памяти красноармейцев, погибших в тех боях. Наверху памятника — серп и молот, как символ единства Китая и СССР, боровшихся в XX веке против общего врага.

Мемориал на горе Красноармейцев / фото: Маша Нестерова

Вообще нужно отметить, что «красный» туризм — особая разновидность туризма. Поскольку события происходили сравнительно недавно, в первой половине XX века, живы если не сами участники, то их потомки. А значит, живы и воспоминания.

На туристическую конференцию, посвященную международному диалогу между Россией и Китаем, проходившую в июне 2017 года в Цзуньи, приехало много людей, для которых дело это стало одним из важных дел их жизни. Среди них — госпожа Ван На, внучка одного из красноармейцев, участвовавшего в боях на Лоушаньгуань и Цзуньи. «Меня зовут Катя», — широко улыбнувшись, представилась она мне в лифте отеля на мое «Good morning». И, видя мое изумленное лицо, объяснила: «Мне 78 лет, и до девятилетнего возраста я жила в Советском Союзе. Мой дедушка принимал участие в Великой Отечественной войне, в детстве я много слышала о тяжелых и мужественных битвах. Поэтому для меня Россия — одна из колыбелей красной культуры. Именно там я могу глубже ее почувствовать».

Автор материала с госпожой Ван На, внучкой одного из красноармейцев в мемориальном парке Лошаньгуань

Вот и ответ на вопрос, почему китайские туристы, приезжающие в Россию, помимо главных достопримечательностей так любят осматривать места, связанные с революцией и Великой Отечественной войной...

Вообще «красный» туризм в Китае сейчас — один из брендов, наряду, скажем, с водкой «Маотай», известной в этих местах с XVIII века. Поселок Маотай находится на берегу легендарной реки Чишуй и выглядит как картинка: чистый, аккуратный, яркий, а музею по производству знаменитой водки отведен целый квартал.

Поселок Маотай / фото: Маша Нестерова

Уже почти три века назад здесь существовали 20 заводов по производству этого алкогольного напитка. А вообще история этой водки, производимой сейчас из смеси китайского сорго и пшеницы, насчитывает более 2000 лет. У крестьян, когда-то работавших на севере страны на рисовых плантациях по колено в холодной воде, не было другого выхода, кроме как изобрести согревающий напиток. А однажды его попробовал император — и, придя в восторг, велел наладить производство «огненной воды».

В 1915 году на международной выставке в Сан-Фанциско водка получила Золотую медаль, а в 1951 году — титул «Национального алкоголя Китая». Ну и, несомненно, во времена Великого похода она спасла немало жизней солдат. Кстати, в оформлении бутылок Маотай использован любимый китайцами красный цвет.

Музей водки «Маотай» / фото: Маша Нестерова

Еще одна из точек «красного» туризма в Гунчжоу — древний поселок Тучен. Это — место форсирования реки Чишуй, а также один из известнейших культурно-исторических поселков Китая. Поселку этому более 600 лет, поэтому древность и современность сплелись здесь воедино. Пройдя по самой старой улице поселка, вы окунетесь в быт горожан, каким он был 50 или даже 100 лет назад. Кажется, что история застыла здесь, в этих деревянных строениях и каменных улочках.

Поселок Тучен / фото: Маша Нестерова

Но навстречу идут улыбчивые жители, рядом играют дети, любопытно поглядывая на нас — пришельцев с другой планеты, и понятно, что жизнь течет своим чередом.

Здесь же, в Тучене, в 2016 году был открыт уникальный международный центр искусств. 30 ступенек, ведущих под землю — и ты оказываешься в другом измерении. А именно — в роскошном выставочном центре европейского уровня, где представлено около 700 произведений искусства китайских и европейских художников, многие из которых создавались параллельно с постройкой самого музея. По словам знаменитого французского искусствоведа Франсуа Монана, это «единственный в мире музей, в котором соединяются китайская и западная культуры». И это действительно стоит увидеть!

Новый центр искусств в Тучене / фото: Маша Нестерова

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика